13 февраля 1945 года с налета 772 самолетов британских королевских ВВС началась бомбардировка Дрездена, которая продолжилась налетом 316 самолетов ВВС США. Всего за три дня на город было сброшено 3749 тонн бомб, как фугасных, так и зажигательных. Город превратился в руины, а точное число погибших неизвестно до сих пор – от 25 до 125 тыс. человек.
Согласно официальным данным, основными целями британской и американской авиации в Дрездене были казармы, промзона и железнодорожный узел. По иронии судьбы, они пострадали меньше всего: полное восстановление всех промышленных предприятий ожидалось в срок трех-шести недель, а железнодорожная сеть пострадала и того меньше - уже 15 февраля через Дрезден пошли поезда.
Вместо них пострадали в основном гражданские сооружения: из тридцати пяти с половиной тысяч домов в городе не были разрушены или серьезно повреждены только семь с половиной. Невосполнимой утратой стало разрушение архитектурного наследия “Флоренции на Эльбе”, в том числе церквей Фрауэнкирхе и Гофкирхе.
Серьезно пострадала знаменитая Опера и архитектурно-дворцовый ансамбль Цвингер.
В результате огромного количества пожаров в городе возник огненный шторм. Он был самым крупным за всю историю авианалетов во Вторую мировою войну и разгорелся на площади в 12 км2.
Из-за огромного перепада температур (в эпицентре было 1500 °C) по улицам гуляли потоки воздуха, которые подхватывали горючие материалы и спасающиеся толпы людей, унося их в горнило пожарища.
Из воспоминаний одного из свидетелей огненного торнадо: “Ураган буквально срывал одежду с их тел, а потом нес по воздуху или катил по земле десятки метров прямо в пламя, будто магнит неведомой силы”.
Еще один фрагмент мемуаров – пишет летчик, который бомбил Дрезден: “Под нами было море огня, бушевавшее, как мне казалось, примерно на 40 квадратных милях. Жар от пожарища ощущался даже в кабине нашего самолета. Небо мерцало алыми и белыми тонами, а свет внутри самолета напоминал зловещий осенний закат. Мы были так поражены чудовищным пламенем внизу, что, прежде чем повернуть домой, мы несколько минут просто летели над городом, в ужасе представляя, что творилось на земле”.
Документы из находившихся в центре города государственных учреждений находили в 30 км от места бомбардировки. Все “внутренности” зданий были вытянуты огненным смерчем в небо.
Пожарная команда, которой располагал Дрезден, насчитывала всего 1000 человек. Вызвать подкрепление сразу же было невозможно, т.к. в первые же минуты бомбардировки были оборваны телефонные кабели. Это предопределило участь города, с огромным пожаром ничего нельзя было поделать.
15 февраля американские пилоты, в частности, группа истребителей P-51 “Мустанг”, получила приказ атаковать немецкие спасательные и пожарные команды, направлявшиеся в Дрезден.
Тела погибших, и без того обожженные в пламени, приходилось сжигать на площадях города - возможности сразу же вывезти их за городскую черту и похоронить не было.
Точное число жертв не удалось установить до сих пор. Данные о находившихся в городе жителях были уничтожены в госучреждениях, а многие беженцы из восточных областей Германии, находившиеся в городе, попросту не были нигде учтены.
Дрезден продолжал гореть и 16 февраля. Эта фотография сделана в 13:20 того дня.
На восстановление города ушло более 40 лет. За это время город стал своеобразным памятником всем бомбардировкам Второй мировой войны.
Реконструкция культурного наследия города фактически началась с того, что упавшую фигуру Мартина Лютера поставили обратно на постамент. Памятник так и возвышался долгие годы среди руин.