Статьи

Смысл новых поправок Путина в Конституцию: объяснение юриста

Смысл новых поправок Путина в Конституцию: объяснение юриста

Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил изменить Конституцию. Принимать новую не требуется, но основной закон страны, по мнению президента, нуждается в поправках. Он вынес на обсуждение изменения, которые касаются приоритета норм Конституции над международным правом, порядка назначения и освобождения от должности судей и силовиков, ограничений для топ-чиновников. Юрист и член Общественной палаты Илья Ремесло объясняет смысл этих правок. 

Впервые за историю нашей страны в Конституцию могут быть внесены существенные правки, которые изменят очень многое на практике.

1. Запрет на гражданство и вида на жительство для высших должностных лиц

    Путин предложил на конституционном уровне закрепить это обязательное требование к лицам, которые занимают должности, критически важные для обеспечения безопасности и суверенитета страны. Главы субъектов Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, председатель правительства, его заместители, федеральные министры, руководители иных федеральных органов, а также судьи не могут иметь иностранное гражданство, вид на жительство или иной документ, который позволяет постоянно проживать на территории другого государства. Также предложено ужесточить требования к кандидатуре президента. В случае принятия поправок главой государства может стать гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории страны не менее 25 лет, не имевший ранее иностранного гражданства или вида на жительство. При этом одно и то же лицо не может занимать должность президента более двух сроков подряд.

    Следует отметить, что запрет чиновникам обладать гражданством иного государства установлен статьей 16 ФЗ "О государственной гражданской службе". Однако всеобъемлющего конституционного запрета в отношении всех групп высших должностных лиц, включающего в себя и вид на жительство, до сих пор не существовало.

    Добавление этой нормы в Конституцию обеспечит более серьезные проверочные процедуры в отношении претендентов, защитит государство от попыток проникнуть на высшие должности лиц, связанных зарубежными "обязательствами".

    Понятна и логика ограничений в отношении кандидатов в президенты: главным принципом провозглашается "служение своей стране", но вид на жительство в прошлом означает, что претендент мог не до конца разорвать связи с государством прошлого пребывания.

    2. Приоритет конституционного права над международным

      Путин заявил: 

      Пришло время внести в основной закон страны некоторые изменения, которые прямо гарантируют приоритет Конституции России в нашем правовом пространстве. Что это означает? Это означает, что требования международного законодательства и договоров, а также решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции.

      Ранее было принято постановление Конституционного суда, а затем и закон, разрешающий Конституционному суду РФ признавать неисполнимыми решения международных судов, в первую очередь Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), в случае их противоречия российской Конституции. 

      Предлагаемые поправки выносят вопрос о главенстве Конституции на более высокий уровень: теперь речь идет не только о решениях ЕСПЧ, но и вообще о любом международном законодательстве, соглашениях и актах международных организаций.

      При этом первая глава Конституции, в которой предусмотрен приоритет международного права над нормативно-правовыми актами РФ, не меняется, так как это потребовало бы по сути принятия новой Конституции. Однако в статье о приоритете международного права не говорится, что оно главенствует над Конституцией. Поэтому Конституция имеет высшую юридическую силу над международным правом, если она им нарушается.

      Важная деталь: Путин говорит о том, что международные акты не должны ограничивать права и свобод человека и гражданина. Последствия такой нормы трудно переоценить. Фактически окажутся недействующими не только "политические" решения ЕСПЧ против России, но и любые международные акты, необоснованно ущемляющие права российских граждан.

      3. Изменения, касающиеся порядка отстранения от должности судей и назначения силовиков

        Путин предложил "предусмотреть в Конституции полномочия Совета Федерации по представлению президента России отрешать от должности судей Конституционного и Верховного судов в случае совершения ими проступков, порочащих честь и достоинство, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом, свидетельствующих о невозможности сохранения лицом статуса судьи".

        Кроме того, предлагается назначать всех представителей силовых ведомств после консультаций президента с Советом Федерации.

        Эти изменения позволят усилить контроль за деятельностью Верховного и Конституционного суда. По ныне действующему законодательству начать процедуру отрешения этих судей от должности может только сам суд. В результате складывалась ситуация, при которой отрешить от должности провинившегося судью не мог никто, кроме коллег этого судьи, даже президент.

        Что касается силовиков, то налицо увеличение влияния Совета Федерации. Теперь он будет принимать участие в назначениях на высшие должности в правоохранительной системе. Ранее, например, региональных прокуроров в субъектах Федерации назначали местные законодательные собрания, что давало возможность региональным элитам влиять на эти назначения. Теперь же эти вопросы выносятся на уровень Совета Федерации, где "договориться" будет невозможно. Контроль над силовыми структурами будет усилен, важно и то, что его будут осуществлять представители регионов со всей страны.

        В целом предлагаемые поправки в Конституцию свидетельствуют, что президент остается хорошим юристом. Все поправки, что были предложены, вынесены из практики государственного управления и обоснованы опытом правоприменения.