Совет Безопасности представил проект Стратегии развития информационного общества в России для публичного обсуждения. Новая стратегия, рассчитанная на 13 лет вперед, предполагает формирование национальной цифровой экономики и укрепление интеллектуального суверенитета России в информационном пространстве. Ruposters выделил ключевые положения из опубликованного документа.
Как заявлено в документе, Стратегия опирается на ряд базовых принципов, среди которых соблюдение прав и свобод человека на доступ к информации, приоритет традиционных духовно-нравственных ценностей, социальных норм при использовании информационных технологий, а также обеспечение государственной защиты граждан в информационном пространстве.
Россия в современном информационном обществе
Раздел описывает основные тенденции развития России в век информационного общества, влияние информационных технологий на развитие отечественной экономики, а также перехода к цифровой экономике.
Утверждается, что активный процесс развития цифровой экономики в России опирается сейчас во многом на западные разработки, что приводит к проблемам с безопасностью.
“Повсеместное внедрение иностранных информационных и коммуникационных технологий, в том числе на объектах критической инфраструктуры страны, усложняет решение задач обеспечения защиты граждан и информационной независимости государства”.
По мнению авторов Стратегии, быстрые темпы развития медиа усложняют возможность граждан правильно воспринимать информацию и знания – развивается так называемое “клиповое мышление”:
“Такая форма освоения информации упрощает влияние на взгляды и предпочтения, формирует навязанные модели поведения, что дает преимущество в достижении экономических и политических целей тем компаниям и государствам, которые владеют технологиями и средствами распространения информации”.
Стратегия предлагает укреплять информационный суверенитет России при помощи целого ряда мер – от развития электронной экономики до повышения мер безопасности в сфере информационных технологий.
Также авторы указывают, что в мире практически отсутствуют правовые нормы госрегулирования информационного пространства. Их приходится придумывать “на ходу” в ущерб формированию и распространению знаний.
В качестве одной из главных целей Стратегии указано “стремление к получению и распространению обществом и государством качественной, достоверной и безопасной информации”.
Согласно документу, обеспечение национальных интересов в сфере развития информационного общества должно осуществляться путем реализации следующих приоритетов: цифровая экономика, общество знаний, защита интеллектуальной собственности и российских игроков на рынке, создание технологической базы и защита данных российских пользователей.
Цифровая экономика
Государство намеревается активно участвовать в формировании цифровой экономики. В качестве основных методов реализации этого в документе обозначаются совершенствование законодательства в этой сфере, “осведомление граждан о преимуществах получения сведений, услуг и товаров при помощи сетей”, привлечение частных инвестиций в цифровую инфраструктуру страны.
“Цифровая экономика - деятельность, в которой ключевыми факторами производства являются данные, представленные в цифровом виде, а их обработка в больших объемах и использование результатов их анализа позволяет по сравнению с традиционными формами хозяйствования существенно повысить эффективность, качество и производительность в различных видах производства”.
Помимо этого, будут и дальше формироваться новые платформы интернет-образования, интернет-медицины, электронного правительства и так далее.
Общество знаний
Новым этапом развития, согласно Стратегии, должно стать общество, основанное на знаниях. Достоверные и безопасные знания, передаваемые и получаемые через информационную инфраструктуру России гражданами и властью, занимают ключевое место в проекте Стратегии.
“Под знаниями в настоящей Стратегии понимается сформированная обществом и доступная гражданам достоверная система представлений и понятий, основанная на проверенных практикой объективных результатах познания действительности, осмысленных человеком”.
Главными целями формирования общества знаний названы повышение эффективности госуправления, развитие экономики и социальной сферы, "свободное и безопасное взаимодействие между гражданами и органами власти”. Информационные технологии также смогут дать широкие возможности для развития и частного бизнеса.
Заявлено, что реализовываться пространство знаний будет, в том числе, и с помощью обеспечения прав граждан на объективную и безопасную информацию, развития науки, образовательных проектов, создания безопасной информационной среды для детей, поддержки распространения русского языка в Интернете.
В Стратегии предусмотрено проведение мероприятий по сохранению культуры народов России, популяризация информационных ресурсов, распространяющих традиционные российские ценности. Один из инструментов – формирование Национальной электронной библиотеки.
"Национальная электронная библиотека" - это федеральная государственная информационная система, которая представляет собой совокупность документов и сведений в электронной форме (объекты исторического, научного и культурного достояния народов Российской Федерации), доступ к которым предоставляется с помощью сети Интернет.
Кроме этого в документе прописана необходимость совершенствования механизмов законодательного регулирования деятельности всех видов средств массовой информации, а также интернет-телевидения, новостных агрегаторов, социальных сетей, сайтов и мессенджеров. Одновременно с этим говорится о дальнейшей поддержке печатных СМИ, библиотек и телевидения.
Развитие коммуникационной инфраструктуры
Целью развития информационной и коммуникационной инфраструктуры объявляется обеспечение “свободного доступа к знаниям (информации) граждан, организаций и органов власти”.
Для устойчивого функционирования информационной инфраструктуры органы власти всех уровней переводятся в единую среду электронного правительства. За регулирование, мониторинг и управление этими механизмами отвечает государство.
Также в Стратегии вводится понятие "объектов критической инфраструктуры". Это информационные системы, телекоммуникационные сети и автоматизированные системы управления технологическими процессами, функционирующие в оборонной промышленности, здравоохранении, транспорте, в кредитно-финансовой сфере, энергетике, топливной, атомной промышленности и других стратегических областях.
В этой среде необходимо использовать только отечественные криптоалгоритмы и средства шифрования. Обеспечивается технологическая независимость и информационная безопасность “с использованием государственной системы обнаружения, предупреждения и ликвидации последствий компьютерных атак на информационные ресурсы и системы критической инфраструктуры страны”.
Защита данных в России
Защита данных, согласно положениям Стратегии, обеспечивается правовым регулированием в области обеспечения безопасной обработки информации.
"Создаются новые механизмы партнерства, призванные с участием всех институтов общества выработать систему доверия в сети Интернет, сохраняющую конфиденциальность и личную безопасность пользователей, их информации и знаний, и исключающую анонимность и правовые безответственность и безнаказанность в сети Интернет".
Сюда же включен "поиск информации, сбор, анализ, использование, сохранение и распространение, в том числе в части установления адекватного правового режима применения новых технологий”.
Важный момент в документе – при электронном взаимодействии лиц, находящихся на территории РФ, обработка данных осуществляется на российских серверах, передаются такие данные по сетям связи российских операторов. Над всем этим осуществляется государственное регулирование.
Защита интеллектуальной собственности
Для формирования "новых рынков" IT-технологий в России будут созданы возможности обработки больших объемов данных, "облачных" и "туманных" вычислений, развития искусственного интеллекта, повсеместного внедрения технологий цифровой аутентификации. Упоминается "интернет вещей", "индустриальный интернет", робототехника и биотехнологии. То есть, разработки в этих сферах позволят создать стране ряд уникальных несырьевых продуктов, которые найдут спрос как внутри, так и за границей.
В Стратегии повышение конкурентоспособности российских информационных и технологических продуктов неотделимо от развития науки и техники, а также профильного образования. Идет речь о необходимости “трансфера иностранных технологий”, создания отечественных компаний, развивающих весь спектр сервисов цифровой экономики и способных лидировать на внутреннем и внешнем рынках.
В документе также говорится об оказании государственной поддержки российским компаниям в вопросах защиты интеллектуальной собственности и совместного использования знаний, в том числе за рубежом.
"Регулируется импорт зарубежных информационных и коммуникационных технологий с учетом международных обязательств Российской Федерации, а также создаются условия для технологического преимущества бизнес-моделей отечественных компаний в глобальной цифровой экономике."
Технологии для людей
Целью создания новой технологической основы в экономике и социальной сфере при помощи информационных технологий, согласно Стратегии, заявлено повышение качества жизни граждан, наращивание эффективности производства, роста в отраслях экономики, привлечения инвестиций, и долгосрочное развитие государства.
Ключевыми задачами называются развитие интернет-медицины и дистанционного обучения, получение гражданами медицинских услуг через Интернет, повышения числа граждан, работающих удаленно, совершенствование механизмов электронной демократии. Кроме этого, в Стратегии говорится также о необходимости проведения опросов и переписи населения с использованием информационных технологий.
Помимо этого, Стратегия предусматривает расширение дистанционного доступа к всевозможным банковским и финансовым услугам.
Национальные интересы государства
Один из самых содержательных разделов Стратегии посвящен национальным интересам в формировании цифровой экономики. Речь, прежде всего, идет о формировании новых цифровых рынков и развитии экосистемы отечественных компаний в цифровой экономике, увеличении объема несырьевого российского экспорта в сфере IT, повышение его конкурентоспособности.
Стратегия предполагает расширение защиты граждан России от контрафактной, некачественной продукции, неправомерного использования персональных данных граждан. Немалая роль отведена развитию законодательства по защите конкуренции в сфере софта, информационных товаров и услуг. Подчеркивается, что зарубежные игроки рынка должны исполнять российские законы наравне с отечественными компаниями.
Национальные интересы будут достигаться при помощи развития российской “экосистемы цифровой экономики”, создания новых компаний в этой сфере, вывода их на зарубежные рынки, а также защиты от дискриминации со стороны иностранных компаний.