Экономист из РЭУ им. Плеханова Екатерина Новикова заявила, что толчком роста цен на шпроты, икру и другие консервы стал запрет ввоза в Россию этих товаров из недружественных стран — Соединенных Штатов, Евросоюза и Норвегии. Телеграм-канал "Рыбхоз. Все о рыбе" разбирался, действительно ли обоснованы страхи перед увеличением цен на продукт.
Прежде всего, на импорт рыбных консервов и пресервов из этих стран в Россию, по данным Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ), приходилось менее 1%. В основном речь шла о премиум-сегменте типа итальянских анчоусов. Так что запрет в ценовом плане повлияет лишь на микроскопическую долю рынка, но никак не на народные шпроты, которые Россия давно уже импортозаместила. Икру же в страну не импортировали.
Цены на консервы росли и будут расти не столько из-за сырья, сколько из-за подорожания жести. До санкций белая жесть, из которой производят пищевые консервные банки, а также уже готовая тара, завозились в Россию из Китая, Японии и стран ЕС. Отечественное производство тары занимало небольшую долю в этом сегменте. К маю 2022-го импорт жести начал падать, от чего цена на металл подскочила, как и себестоимость консервов.
Цены на консервы к концу года могут вырасти еще сильнее, ведь готовая к употреблению рыбная продукция не попала в перечень продукции, производители которой могут получить налоговые льготы. Учитывая, что ставки сбора за пользование водными биоресурсами теперь драконовские, производители будут это компенсировать повышением стоимости.
По данным Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка, производство шпрот в России к концу года может достичь 217 млн банок или 76 тысяч тонн. До 2006-го лидером по продажам шпрот на российском рынке была Латвия, но затем ситуация начала меняться в пользу отечественных рыбодобытчиков.