Роскосмос стал главным объектом критики за последнее время. Глава корпорации Дмитрий Рогозин частыми выступлениями дает новые поводы: то высказыванием про "дыру в "Союзе", то прогнозами о том, "кто куда полетит к 2030 году", то жалобами на нехватку средств. Впрочем, всю критику корпорации он относит к спланированным и намеренными нападкам. Его жена Татьяна даже предложила создать фан-клуб "Роскосмоса" против "информационных атак" и тем самым породила еще одну волну споров относительно будущего компании. По одним прогнозам, в ближайшее время корпорация столкнется с кризисом технологий и кадров, по другим — вернет позиции на рынке пилотируемой космонавтики. Андрей Васильев разбирался в проблемах "Роскосмоса".
Последний скандал, напрямую связанный с руководителем госкорпорации Дмитрием Рогозиным, разразился на фоне планов по строительству Национального космического центра. В состав этого комплекса, в который, кроме здания-небоскреба, должны войти еще несколько десятков объектов поменьше, планируют вложить не менее 25 млрд рублей. На первый взгляд идея казалась неплохой — объединение всех предприятий ракетно-космической отрасли под единым управлением хоть и имеет ряд логистических и социальных сложностей, но в целом задача остается абсолютно решаемой.
Однако с реализацией у "Роскосмоса" не очень. Согласно данным открытых источников, всего за несколько лет госкорпорация потратила впустую не менее 7 млрд рублей. Если точнее, то с 2012 года в корпорации "закрыли глаза" на срыв 15 крупных контрактов, часть из которых напрямую или косвенно затрагивает безопасность государства.
Согласно сообщениям в СМИ, только в Центре эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) в течение нескольких лет лежат 1,7 млрд рублей, выделенных государством на запуск спутников ГЛОНАСС и ракеты-носителя "Союз-2.1б". Фактически по контракту, который заключили еще в 2014 году, за 4 года подрядчики не сделали ничего, и в 2018 году "Роскосмос" аннулировал контракт.
Никаких громких уголовных дел или даже обысков с выемкой документов не последовало. Даже несмотря на то, что спутники ГЛОНАСС — стратегически важный проект как для обычных людей, так и для силовых структур.
Другим поводом обсудить успехи "Роскосмоса" стал скандал с разработкой "антигравитационного двигателя", который противоречит всем законам физики. Как отмечает издание "Военно-промышленный курьер", создание двигателя согласовал лично Дмитрий Рогозин, а под техническим заданием подписались ведущие специалисты отрасли.
Последние успехи "Роскосмоса" выглядят удручающе. Главный и самый громкий провал — отсутствие прогресса по ракете "Ангара". В 2018 году глава научно-технического совета госкорпорации "Роскосмос" Юрий Коптев сообщил, что на создание ракет-носителей этого типа было потрачено 110 млрд рублей. Стоит заметить, что создание ракеты началось в 1995 году, по состоянию на 2019 год совершено лишь два пуска.
Кроме того, на горло российской космонавтике наступает американский миллиардер Илон Маск. Шутка Дмитрия Рогозина пятилетней давности о том, что американцы будут летать в космос с помощью батутов, давно потеряла актуальность и превратилась в страшилку для тех, кто не только занимает руководящие должности, но и собирает ракеты в цехах. Успешно протестированные ракеты-носители Falcon 9 и Falcon Heavy с возвращаемыми разгонными блоками не только сбили цену на космические запуски, но и практически оставили Российскую Федерацию без коммерческих заказов.
Единственный крупный клиент "Роскосмоса" на данный момент — корпорация OneWeb. Однако пользуются российскими ракетами британцы лишь потому, что Илон Маск создает собственную систему глобального интернета StarLink, выводить которую на орбиту будет на своих же ракетах. Что будет, когда контракт с OneWeb закончится, не знает никто.
Важно помнить и о другом. С 2011 года "Роскосмос" зарабатывал по $350–400 млн в год на доставке к МКС людей и грузов. При общем объеме государственного финансирования "Роскосмоса" в $3,5–4 млрд в год выходит, что не менее 10% денег обеспечивали американцы. После того как грузовик Dragon разработали и построили во все той же SpaceX, заказы на доставку людей и грузов к МКС с американской стороны могут сократиться до нуля. Как отмечают эксперты в области космонавтики, теперь американцам не нужно разговаривать с Россией "по-партнерски", а услугами России по космическим пускам NASA будет пользоваться только в экстренных случаях.
При этом остаются непонятными сроки реализации таких программ, как создание модуля "Наука", пилотируемого корабля "Федерация" и сверхтяжелой ракеты "Союз-5", а также спутников "Ресурс-П".
Совершенно неожиданно в наступившем году случился и другой скандал. Оказалось, что деньги на создание "русского ответа" телескопу "Хаббл" разворовали. Пока речь идет только о 30 млн рублей, однако истинные масштабы хищений неизвестны.
И все это происходит на фоне возможного отказа американцев от работы на МКС. Потянуть обслуживание станции Россия в одиночку не сможет, а призывать на помощь китайских коллег пока бесполезно — они заняты куда более важным делом — созданием своей собственной орбитальной станции.
Издевательский тон и насмешки в адрес Илона Маска, который, как отмечали высокопоставленные чиновники, "демпингует на рынке пусковых услуг", тоже оказались неуместны. Позднее Дмитрий Рогозин даже заявил, что Илон Маск, который успешно продает собственные ракеты не только гражданским, но и военным, не является техническим специалистом по ракетным двигателям. Впрочем, критика Рогозина никоим образом не мешает SpaceX спокойно зарабатывать деньги и разрабатывать двигатели, создавать которые раньше умели только в России.
Однако, критикуя Илона Маска, Рогозин не сообщил о том, что в "Роскосмосе" абсолютно четко понимают перспективу использования возвращаемых ракет-носителей. Еще в 2016 году генеральный конструктор "Роскосмоса" по ракетным комплексам Александр Медведев сообщил, что корпорация готова приступить к созданию... возвращаемой ракеты-носителя. Той самой, которую "похоронили" много лет назад.
Правда, никакой конкретики нет. До сих пор не названы ни шифр проекта, ни характеристики ракеты. Скорее всего, речь идет о воссоздании "крылатой" первой ступени под названием "Байкал", дорабатывать которую должна команда специалистов из Центра имени Хруничева.
Кроме "намерений", госкорпорация ничего не озвучивает. В связи с этим у многих специалистов появился резонный вопрос: что будет с "Роскосмосом" через 5–10 лет при таких "успехах"?