Статьи

Подрезали крылья: что будет с российским лайнером МС-21 после санкций США

Подрезали крылья: что будет с российским лайнером МС-21 после санкций США

Российский лайнер МС-21 оказался под ударом из-за санкций. Часть компонентов для композитов, использовавшихся для крыла и киля самолета, шли из США и Японии. Но в сентябре предприятие "Аэрокомпозит" попало в черный список американского Минторга. Зарубежные компании теперь отказываются от поставок необходимых России материалов. В Объединенной авиастроительной корпорации уверяют, что импортные компоненты заменят отечественными, работа над которыми ведется с 2014 года. В ЦАГИ ("Центральном аэрогидродинамическом институте имени Жуковского") также пообещали, что Россия обеспечит МС-21 агрегатами из отечественных композитных материалов в требуемые сроки. Сергей Иванов объясняет, почему сделать это будет не так просто. 

МС-21 — один из самых современных гражданских самолетов в мире. В его конструкции применены новые для отрасли решения — полностью композитное крыло, что делает самолет привлекательным не только внешне, но и экономически. Стоимость будущих серийных самолетов оценивается в 100 млн долларов. Сверкающий авиалайнер испытывается и летает, подписаны контракты на поставку машин в авиакомпании, рассматривается целых два варианта конструкции – с российскими и импортными двигателями. Все шло своим порядком, ничего не предвещало беды. И вдруг — санкции. Никогда такого не было и вот опять. США решили запретить поставки нити, из которой изготавливаются крылья новейшего российского самолета.

Санкции касаются именно поставок материала — само крыло изготавливается на российских предприятиях. Имеющихся запасов композита хватит на изготовление всего шести лайнеров, поэтому этот удар поставил под угрозу всю программу создания МС-21. ОАК будет пытаться обжаловать решение администрации США, но единственным гарантированным решением проблемы может стать только замена материала.

Металлическое крыло (как у всех современных самолетов) не рассматривается вообще — это приведет к потере всех конкурентных преимуществ МС-21, делая его создание бесполезным и бесперспективным. Именно благодаря композитам крыло становится легким, тонким и прочным, что заметно снижает сопротивление самолета в полете и расходы на топливо. Экономия всего на несколько процентов в пересчете на многие тонны и миллионы километров расстояния дает очень большую эксплуатационную выгоду. Поэтому "черное крыло" — краеугольный камень всей программы и настоящее ноу-хау российских авиаконструкторов. Но это крыло было только что подрезано, а восстановление займет довольно длительное время и обернется серьезными финансовыми потерями.

Церемония выкатки МС-21-300 на заводе корпорации "Иркут"

Авиация хоть и концентрирует величайшие умы человечества, лучшие материалы и передовые технологии, является крайне консервативной отраслью. Каждый материал, детали из него и готовые изделия проходят длительные этапы сертификации, чтобы соответствовать крайне высоким стандартам надежности. Именно это делает путешествия на самолетах самыми безопасными по сравнению с любым другим видом транспорта.

Поэтому, даже если прямо в эту секунду в закромах Родины, как в сказке, возникнет отечественный композит со всеми необходимыми заявленными свойствами и готовой производственной линией, потребуется ряд испытаний для сертификации как самого материала, так и крыла, из него изготовленного, иначе самолет не может быть допущен к полетам. Иными словами, даже при самом позитивном раскладе программа МС-21 будет задержана на многие месяцы, а проведение испытаний потребует дополнительного финансирования. В текущей ситуации, если Штаты внезапно не передумают, такая задержка будет неизбежна. Более того, даже если эти же самые композиты закупать через другое государство (по аналогии с белорусскими крабами), такое мероприятие также потребует дополнительной сертификации и испытаний.

При замене материала существенная задержка программы неизбежна. Даже при очень смелом предположении, что проблем с деталями из этого материала не возникнет. В реальности, если есть отечественный аналог санкционного композита (или таковой в скором времени будет разработан), то его свойства не будут тождественно равны оригиналу. Это будет означать, что при каких-то условиях он может себя вести по-другому и это может потребовать введения дополнительных изменений в конструкцию, что тоже приведет к появлению новых задержек и трат.


Единственный сомнительный плюс в этой ситуации — это возможность использовать задержку программы для совершенствования других компонентов машины, а также снижение числа "детских болезней", свойственных любому новому самолету. Вдобавок это время будет использовано на доводку двигателя ПД-14, который также заметно отстает от планируемых сроков.

При этом не сказать, что задержка авиационных программ — редкость в мировой практике. Скорее наоборот: та программа, которая уложилась в срок и в смету, выглядит настоящим чудом. Самолет и его компоненты чертовски сложны, а любая задержка в любом из них тормозит все. Подводят двигатели, материалы, производственное оборудование…

Но в данном случае палку в колеса вставили американские санкции. И возникает резонный вопрос: разве это нельзя было предугадать? Разве американские санкции являются громом среди ясного неба, а не обычным инструментом экономического и политического давления, который активно используется администрацией США против России вот уже пять лет? Неужели никто не обратил внимание на критические уязвимости наших программ из-за наличия американских комплектующих и материалов, и не озаботился если не скорейшим созданием аналогов, то хотя бы поиском или сертификацией других поставщиков?

Да, США, безусловно, наносят удар и по себе тоже, ведь это их фирмы не смогут продать нам композиты и заработать на этом денег. Но пока толстый сохнет, худой сдохнет. Поэтому очевидно, кто в этой ситуации пострадает больше. Не говоря уже о том, что Штаты всего лишь обрубают поставки черной нити, а у нас из-за этого страдает весь самолет, стоимость которого на порядки выше.

Справедливости ради, закрома Родины все-таки достаточно богаты, и с 2014 года ведется разработка аналога американской нити, из которой делается "черное крыло". В ОАК заявляют, что проблема будет решена за год, но неизвестно, как оно может обернуться в конечном итоге, так как на пути любого материала в авиации огромное количество подводных камней. Было заявлено, что отечественные материалы "уже проходят испытания", но это вовсе не означает, что они эти испытания пройдут. В конце концов, нельзя исключить того, что часть санкций может быть в скором времени отменена, дипломатия все же знает свое дело. Но вот рассчитывать на это точно не стоит.

Безусловно, решение будет найдено, и "черное крыло" МС-21 будет летать и перевозить пассажиров. Но программе был нанесен крайне болезненный удар, а наша страна получила унизительный щелчок по носу, лишний раз показавший, насколько мы уязвимы ко внешнему воздействию, если полагаемся на "авось" и закупаем критически важные материалы у государства, с которым уже длительное время продолжается геополитическая конфронтация. И совершенно неясно, сколько еще российских крыльев может быть подрезано одним решением американской администрации.