Общество

Новая правозащита со вкусом баланды

Новая правозащита со вкусом баланды

Вот уже месяц испытываю некий дискомфорт от чрезмерного внимания блогосферы и СМИ к некоторым персонажам, еще не так давно хлебавшим тюремную баланду. Слишком уж много о них говорят в последнее время и меня не покидает ощущение, что их кто-то усиленно пиарит. Ну да Бог с ними, со СМИ. Поговорим лучше о таком интересном явлении как "новый правозащитник».

Ни для кого не секрет, что значение славного термина "правозащитник" в современной России очень сильно отличается от классического (см. Википедию). Деятельность правозащитника должна влиять в конечном итоге на жизнь людей в стране. Но на данный момент вся деятельность самых известных общественников зациклена лишь на политике. Даже самым маститым борцам за свободы наплевать с высокой колокольни на насущные проблемы общества. "Социалка" никого не интересует.

Кроме того, есть группа лиц, которая вот уже не первый год лет паразитирует на проблемах гражданского общества. И, что печально, с каждым годом эта группа пополняется новыми членами. Всех этих новых борцунов я выделяю в отдельную категорию - так называемые "новые правозащитники". Между общественными деятелями старой закалки и новой волной очень большая разница. Например, Московская Хельсинкская группа - одна из старейших правозащитных организаций в России. Конечно, я не являюсь фанатом деятельности МХГ и госпожи Алексеевой в частности. Но справедливости ради стоит заметить, что правозащитники этой группы зарабатывали авторитет десятки лет, занимаясь именно правозащитой в классическом ее понимании. Они не танцевали в храмах, не участвовали в коррупционных делах и разворовывали казну государства.

Представители новой же волны - это просто сборище каких-то бездарных, обиженных на все и вся, дилетантов с преступным прошлым, идущих в правозащитники лишь потому, что им некуда больше идти. Если Алексееву, Новодворскую, Гинзбурга или даже Боннэр можно критиковать, но обвинять в беспринципности и отработки пиар-стратегий - вряд ли. То взгляните на Толоконникову, Алехину или Фарбера. Эти люди попали в тюрьму исключительно по своей собственной вине, отвергнув законы и требования общества, поставив свои интересы и желания выше общественных. Какой же такой защитой прав человека будут заниматься они теперь? Кого решили защищать? Себе подобных? Я думаю, у советских диссидентов и правозащитников времен Сахарова волосы бы дыбом встали, если бы посмотрели на современных героев "правозащиты"

И тут, конечно, нельзя еще не упомянуть бывшую икону всех либералов России. Михаил Ходорковский* стоит в этой кучке особняком - он бывший олигарх, у него есть деньги, он весьма умен, и даже за 10 лет смог удержать свой авторитет на должном уровне. После приезда в Германию он заявил, что собирается заниматься общественной деятельностью. Окей, имеет полное право.

Но заметьте, как сразу к нему потянулись пиявки! Либеральные журналисты, махровые оппозиционеры, бывшие лидеры протеста и т.д.... Pussy Riot чиркнули ему письмо и объявили об этом в СМИ. Отпущенный на свободу Фарбер устроил цирк со звездами под прицелом объективов (скорее всего лишь потому, что это совпадает с мнением МБХ о силовиках) ... Так что, будущее "новых правозащитников" во многом зависит от того, даст денег МБХ или нет. Что, естественно, намекает.

Между тем, обществу новые правозащитники нужны меньше всего. Все мы понимаем, что обществу, по сути, наплевать с высокой колокольни на права заключенных или судьбу "болотных узников" - по опросам ВЦИОМ людей в России больше всего волнует социальное благополучие. Льготы, субсидии, поддержка слабо защищенных категорий граждан и так далее. Вот если бы Толоконникова, Алехина и Фарбер заявили под прицелом камер, что хотят уехать в Центральную Россию и заняться там реабилитацией инвалидов или помощью пенсионерам - тогда у них был бы шанс на реабилитацию. Но проблема в том, что этого никогда не произойдет. Не та порода людей.

  • * внесено в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента