Общество

Счетная палата уличила чиновников в подгоне целевых показателей под результаты работы

Счетная палата уличила чиновников в подгоне целевых показателей под результаты работы
Счетная палата уличила чиновников в подгоне целевых показателей под результаты работы

В прошлом году ряд федеральных органов власти, ответственных за реализацию государственных программ, злоупотребляли правом корректировки целевых показателей и снижали их менее чем за месяц до отчетной даты, пишет РБК, ссылаясь на заключение Счетной палаты.

"Отдельными ответственными исполнителями госпрограмм проводились своевременные корректировки показателей и результатов, которые были недостижимы в текущих обстоятельствах (санкционного давления недружественных стран), но наблюдались случаи злоупотребления этим правом, и корректировки проведены в конце года", — сказано в документе.

Аудиторы выявили множество случаев, когда внесение изменений в госпрограммы проводилось после 1 декабря 2022 года - в части снижения ранее установленных плановых показателей самих программ или их структурных элементов. 

Корректировки целевых значений после 1 декабря отчетного года были зафиксированы в семи госпрограммах. Речь идет, например, о программе "Развитие Северо-Кавказского федерального округа". Ответственный исполнитель — Минэкономразвития. После указанной даты в сторону ухудшения были изменены плановые значения семи показателей госпрограммы. Это "Индекс реального среднедушевого денежного дохода населения, к 2020 году" (снижен с 107,8 до 100,1%), "Объем инвестиций (за исключением бюджетных), направленных на реализацию инвестиционных проектов" (снижен с 7,1 млрд до 5,9 млрд руб.); "Доля обучающихся общеобразовательных организаций во вторую смену в общей численности обучающихся" (с 23,7 до 25,5%). 

Причинами ухудшения плановых значений стали санкции - например, повышение стоимости логистики импортного оборудования и материалов, а также сокращение собственных средств предприятий из-за падения прибыли, рост инфляции, резкое увеличение стоимости заемных средств, подорожание строительных материалов.

Аналогичная проблема и с программой "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков". Ее ответственным исполнителем выступает Минфин. В декабре было внесено изменение в части увеличения планового значения показателя "Ежегодный первичный структурный дефицит федерального бюджета по отношению к валовому внутреннему продукту". Его значение скорректировано с 4 до 5% ВВП. Под первичным структурным дефицитом понимается разница между суммой непроцентных расходов бюджета (то есть расходов за вычетом обслуживания госдолга) и квазирасходными операциями (сальдо бюджетных и межгосударственных кредитов) и суммой ненефтегазовых доходов и базовых нефтегазовых доходов. Размер первичного структурного дефицита определяет потребности бюджета в долговом финансировании. По итогам года показатель составил 4,6% ВВП. 

Утвержденные на прошлый год значения не учитывали изменившиеся условия реализации экономической политики в связи с обострением геополитических противоречий, а также принятые меры бюджетной политики для адаптации к перестройке хозяйственных связей, заявили РБК в Минфине. К последним в ведомстве отнесли приостановку бюджетных правил, увеличение расходов бюджета на поддержку экономики, отсрочку по уплате страховых взносов, опережающее финансирование отдельных расходов. Потребовалась донастройка плановых значений показателей, признали там.

Что касается госпрограммы "Информационное общество", за которую отвечало Минцифры, то анализ изменений, внесенных в нее после 1 декабря, показал, что ряд результатов был достигнут за счет корректировки плановых значений непосредственно в конце 2022 года. Речь идет о таких показателях, как "Проведение обучения по дополнительным образовательным программам с использованием мер государственной поддержки для получения новых и востребованных на рынке труда цифровых компетенций" (целевое значение было снижено на 52%), "Создание и функционирование центра компетенций по импортозамещению программного обеспечения и инфраструктурных решений" (целевой показатель снижен на 93%), "Обеспечение фондом "Сколково" первого масштабного внедрения российских решений в сфере ИТ" (KPI сокращен на 57%).

То есть по ряду госпрограмм фактические значения оказались значительно выше плановых, что доказывает "занижение ответственными исполнителями прогнозных оценок" (30,7% от числа выполненных показателей были перевыполнены более чем на 25%). Подобное отмечается и в исполнении национальных проектов.