Недавно в Санкт-Петербурге произошел взрыв в метро, жертвами которого стали десятки человек. Теракт показал, что безопасность объектов инфраструктуры как метрополитена, так и города в целом оставляет желать лучшего. В то же самое время городские власти ежегодно тратят миллиарды на безопасность связи и защиту информации государственных органов исполнительной власти Санкт-Петербурга. В своем расследовании юрист Илья Ремесло рассказывает, как малоизвестные организации получают у правительства Санкт-Петербурга подозрительные госконтракты на сотни миллионов рублей.
Комитет по информатизации и связи – один из ключевых комитетов правительства Санкт-Петербурга. Он отвечает за управление информационными и телекоммуникационными ресурсами города, обеспечивает информационную безопасность и защиту информации, содержащей сведения государственной или служебной тайны в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга. Годовой бюджет комитета в 2015 году составил более 9 миллиардов рублей.
С 2012 по 2016 год Комитетом по информатизации и связи руководил Иван Громов. До работы в Смольном он исполнял обязанности начальника 6-го оперативно-разыскного бюро Департамента экономической безопасности МВД РФ, откуда ушел в возрасте 33 лет. Отец Громова - соратник губернатора Георгия Полтавченко, генерал-майор налоговой службы и член "Русского афонского общества".
Иван Громов
Наиболее известный скандал с участием Громова произошел в 2015 году, когда сайт государственных услуг перестал работать в разгар подачи заявлений на прием первоклассников. Граждане не могли отправить свои анкеты из дома и были вынуждены стоять в больших очередях в МФЦ. В 2014 году тендер на развитие и эксплуатацию системы выиграл главный контрагент Комитета - ГУП "СПб Информационно-аналитический центр", получив 142 млн рублей. Тогда Громову был объявлен выговор от губернатора Полтавченко.
Впрочем, если внимательно изучить базу госзакупок, то можно узнать много интересного о распределении миллиардов бюджетных рублей Комитетом и подведомственными ему лицами.
Удачливый таинственный подрядчик
В первую очередь, обращает на себя внимание ООО "СвязьСтройСервис" (ИНН 7814529565), зарегистрированное в марте 2012 года, накануне прихода Громова на должность главы Комитета. Никому не известная компания с уставным капиталом в 20 тыс. рублей за три прошедших года выполнила государственных заказов на сумму более чем в 800 миллионов рублей.
Учредители фирмы - Перминов Андрей Валентинович (75% долей), и Охрема Ольга Валентиновна (25% долей), занимающая должность гендиректора. Попробуйте найти в открытом доступе хоть что-нибудь об успехах этих солидных предпринимателей.
Обычно собственники такого выгодного дела активно инвестируют полученную прибыль в иные проекты. Однако Перминов и Охрема никогда не были основателями или генеральными директорами других юридических лиц.
Смотрим финансовую отчетность компании и видим некоторую странность: компания задекларировала в 2013 году прибыль в 3 миллиона рублей, в 2015 году – в 8 миллионов.
И это все, что осталось от полученных 800 миллионов? Серьезно?
С сентября 2013 года ООО "СвязьСтройСервис" - самый "удачливый" поставщик Комитета по информатизации и связи и его подведомственных учреждений. Значительная часть услуг – это разработка различных проектов связи, их строительство, доработка и проектирование.
Вот список контрактов, которые выиграла данная компания в самом Комитете. А вот контракты, выигранные компанией "СвязьСтройСервис" у СПб ГКУ "Городской мониторинговый центр", подведомственного Комитету. Удивительно, но контракты самые разнообразные: ремонт помещений, проектирование систем безопасности, поставка комплексов фото- и видеофиксации, уборка территории и помещений, обслуживание кондиционеров и т.д. Мастера на все руки.
Из карточки контрактов можно заметить, что формально конкурсы проводятся. В чем же тогда "секрет фирмы"?
А секрет примерно один и тот же: выставляются завышенные требования к исполнителю (сумма финансовой гарантии), усложняются технические задания к закупкам (так, например, в одну закупку № 0372200238814000367 объединены: механизированная уборка территории, уборка помещений, обслуживание кондиционеров и вентиляции, обслуживание дизель-генераторов и т.д.). Для отсечения мелкого бизнеса лоты укрупняются, то есть в одну закупку объединяется большое количество объектов, что, как следует из позиции ФАС, считается нарушением действующего законодательства. Наконец, закладывается требование наличия множества лицензий (гостайна, криптография), которые почему-то отсутствуют у самого заказчика.
В результате большинство неугодных заказчику организаций не допускаются к торгам, и госконтракт получает единственная "правильная" организация – ООО "СвязьСтройСервис".
Сотни миллионов – без конкурса и документов
Однако все это выглядит еще детскими шалостями по сравнению с "освоением" бюджетных денег другого подведомственного Комитету ГУП "Автоматическая телефонная станция Смольного". Задача предприятия в том числе выполнение работ по мобилизационной подготовке исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. На эти средства в год выделяются сотни миллионов бюджетных рублей.
Думаю, вы уже не удивитесь, узнав, что ООО "СвязьСтройСервис" и здесь стало бить рекорды по выигранным госконтрактам.
"Расширение, модернизация и техническое обслуживание" – за сотни миллионов рублей. И, что характерно, без каких-либо конкурсных процедур. Все по схеме "закупка у единственного поставщика", которого выбирает само ГУП. Вот, например, закупка на 37 миллионов. Удивительно, но в карточке госзакупки нет ничего, кроме протокола.
Нет обоснования закупки у единственного поставщика, нет требования к качеству, техническим характеристикам товара, работы, услуги, к их безопасности, к функциональным характеристикам технических требований к предмету закупки. Нет даже заключенного договора, нет доказательств его исполнения.
Или вот закупка на 96 миллионов, картина абсолютно та же самая. Ради объективности следует заметить, что аттракцион невиданной щедрости распространяется не только на ООО "СвязьСтройСервис". Закупка у ООО "Ария ТВ" на 317 миллионов, например, тоже без конкурса и документов.
Мошенники и недействительные документы
Или взять Государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургский информационно-аналитический центр", которое на 100% принадлежит КУГИ. В конце 2014 года было возбуждено уголовное дело по части четвертой статьи 159 УК - "Мошенничество в особо крупных размерах". Речь идет о хищении 17 миллионов рублей. В конце 2011 года "СПб ИАЦ" заключило договор с компанией "Нова плюс" на оказание услуг, в соответствии с которым 16 инженеров с высшим техническим образованием и опытом работы в области информационных технологий должны были выполнить работы. Управление экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД выяснило, что из 16 человек работали только трое. 13 опрошенных ими жителей Петербурга, чьи фамилии и номера паспортов значились в договоре, не знали, что получали зарплату.
Интересно, изменилось ли что-либо с тех пор в этом ГУПе? Вот еще один контракт, отданный этим ГУПом ООО "СвязьСтройСервис" также без конкурса. Обратите внимание – в заявке на проведение закупки не указана дата ее согласования, что делает всю процедуру недействительной.
Наконец, еще одна схема "сравнительно законного способа отъема денег" была опробована Администрацией Колпинского района СПб, которая также заключила контракт с удачливым ООО "СвязьСтройСервис" на общую сумму около 96 миллионов рублей.
Закупка № 0172200002116000128 на монтаж систем безопасности для детсадов и школ за 23 миллиона объявляется централизованно администрацией, в нее включаются десятки объектов, а контракты потом заключаются напрямую с объектами (детсадами, школами и т.д.), что позволяет "размыть" основного заказчика и скрыть аффилированность.
Следует учитывать, что рынок систем связи и безопасности весьма конкурентен, компании готовы значительно снижать цены – до 70 % от первоначально установленной заказчиком. Вот, например, закупка № 0372200119116000078 – участвовало 7 компаний, в итоге цена была снижена на целых 80%. Однако в рассмотренных нами случаях "любимчики" Комитета по информатизации и связи получают контракты практически всегда без конкурентов, без конкурса и по максимальной цене. Нетрудно посчитать, что в случае применения конкурентных процедур только на одной фирме городской бюджет мог бы сэкономить около полумиллиарда рублей.
Вот на такую "безопасность" и "связь" тратятся деньги городского бюджета, а системы контроля и безопасности для простых граждан должны подождать.