Статьи

Клоунада без шуток: почему комики и юмористы обыгрывают политиков на их же поле

Клоунада без шуток: почему комики и юмористы обыгрывают политиков на их же поле

Политик может стать хорошим шутом — примеров много. Но может ли шоумен стать хорошим политиком? Этим вопросом задаются каждый раз, когда очередной неравнодушный актер или комик объявляет о желании избираться и принести пользу Отечеству. Старания Владимира Зеленского, который баллотируется на пост президента Украины, снова дали повод поговорить об этом. Примеров, когда юмористы пытались перейти на "чужое" поле политической борьбы, в истории много, но удивляет другое: в XXI веке они стали набирать все больше голосов поддержки — не смеха ради. Сергей Харламов рассказывает, как комики в политике превращались в реальную силу и кто чего смог добиться. 

Мир видел на политической сцене актеров, радиоведущих, спортсменов, музыкантов, порноактрис и других публичных персон. Комики и юмористы примеряли лавры разного калибра. Перепись можно было бы начать с римского императора Нерона, любителя театра и иронии. Именно он, по описанию историка Светония, стоял за великим пожаром Рима, превратив ужасающее зрелище в грандиозный перфоманс с собой в главной роли — в театральных одеждах и с лирой наперевес. Впрочем, возможно, это все неправда. Так или иначе, в современной политике не хватает разве что инстаграм-див. 

Старые герои

Уилл Роджерс и его колонка в журнале LIFE

Комик в политике — явление не сегодняшнего дня. Однако реальные кампании они стали выигрывать лишь с началом нового тысячелетия. В 1928 году американский комик Уилл Роджерс провел ненастоящую кампанию по выдвижению в президенты. Его рупором были юмористические колонки журнала LIFE, в которых он представлялся "бездомным кандидатом", иронизируя над фаворитами гонки из двух партий. Его единственное обещание — уйти в отставку, как только он изберется. В день выборов он, конечно же, объявил себя победителем и ушел, как и говорил, "в отставку" со словами:

После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел.

Пожалуй, самым известным комиком, сделавшим попытку составить конкуренцию настоящим политикам в прошлом веке, был французский юморист Мишель Колуччи, более известный как Колюш. В 1980 году Франция переживала экономические проблемы, вызванные нефтяным кризисом и кризисом управленческим: президент Валери Жискар д’Эстен не справлялся с кризисными тенденциями.

Сначала Колюш шутил про политику, потом высмеивал кандидатов д’Эстена и Миттерана, а потом вдруг выяснилось, что целых 11% французов были готовы отдать голос за него, если бы он пошел на выборы. В октябре он объявил о выдвижении, а в декабре его рейтинг составил 16% — он вырвался на третье место в гонке.

За Колюша агитировали известные личности вроде социолога Пьера Бурдье, собратья по киноиндустрии, сатирический журнал Charlie Hebdo. Комика начали опасаться. Его выкинули с двух радиостанций: одна - за якобы слишком жесткую шутку про действующего президента, а вторая не была готова продлить с ним контракт, потому что как участник президентской гонки он нарушал закон.

Колюша назвали клоуном. На следующей же встрече с избирателями он переоделся в клоуна и призвал голосовать за клоунов против идиотов

Кстати о законе: на комика стал собирать компромат спецотдел разведки Renseignements généraux, существование которого власти Франции долго отрицали. Но все, что они смогли нарыть, — превышение скорости и перебранка с полицией в 1979 году да не очень понятный эпизод, в ходе которого друзья Колюша похитили из магазина бритвенный набор и дали ему попользоваться.

Если в Гестапо были средства заставить вас говорить, у современных политиков есть средства заставить вас замолчать, — говорил комик.

Весной Колюш вышел из гонки, объяснив свое решение тем, что избирательная кампания его "достала". Он объявил голодовку с требованием вернуть его передачи в радиоэфир и призвал голосовать за Миттерана. Считается также, что он снял свою кандидатуру после получения реальных смертельных угроз от членов ультрас "Честь полиции". Гораздо большей трагедией он назвал не провал на выборах, а последующий развод с супругой.

В начале XXI века на российскую политическую сцену вдруг вышел губернатор-юморист Михаил Евдокимов. В 2004 году он победил в двух турах на выборах в Алтайском крае. Надо сказать, что политические амбиции у звезды "Аншлага" проявились еще в 1995 году, когда он баллотировался в Госдуму от Барнаула, а также в 2003 году — в Подмосковье.

Агитация Евдокимова

Он проработал на посту меньше двух лет. За это время успел разругаться с местным бизнесом и собственными подчиненными, которые считали, что он не готов к реальной работе губернатором. Он инициировал кампанию по борьбе с коррупцией, но в итоге оказался "заблокирован" своей же администрацией, пока экономическая ситуация в регионе только ухудшалась. История "правдоруба" Евдокимова кажется не лучшей иллюстрацией того, на что способны люди с чувством юмора в политике.

Чудеса 2010-х

Все политические победы комиков пришлись на последние девять лет, даже, если быть точнее, на начало 2010 года и конец декады. Первым реально успешным примером стала деятельность на посту мэра Рейкьявика исландского комика Йона Гнарра. Этот исландец ранее не имел никакого политического опыта, однако, избравшись в 2010 году, смог решить транспортные проблемы и увеличить туристический поток на 20%. Он вряд ли вернется в политику, потому что это было одно из его обещаний — больше не баллотироваться. Тем не менее его "Лучшая партия" все еще работает.

Политики думают: раз я комик, значит вся моя жизнь — это шутка, будто я живу в пузыре смеха. Но это далеко не так. Я отец пятерых детей, я похоронил отца, у моего ребенка серьезное хроническое заболевание. Я не комик в эти моменты. Я не комик, когда оплачиваю счета или воспитываю детей. Конечно, город не будет управляться шутками. Но комедия — отличный способ думать.

Карьера еще одного товарища по имени Марьян Шарец тоже началась в 2010 году. Словацкий юморист и журналист в своих скетчах постоянно пародировал зарубежных политиков и политиков своей страны. Своим главным успехом он считает образ крестьянина Ивана Серпентиншека — прямолинейного и ненавидящего бюрократию твердолоба.

Премьер-министр Марьян Шарец вместе с Ангелой Меркель

В 2010 году он неожиданно выдвинулся в мэры 12-тысячного города Камник. Он удачно попал в такой демократический промежуток, когда словаки устали от одних и тех же лиц в политике, поэтому победа Шареца в Камнике стала плацдармом для дальнейшей политической работы.

Шарец совсем перестал шутить, с головой уйдя в политику. Его сосредоточенность принесла ему победу в Камнике во второй раз, а в 2017 году он занял второе место на президентских выборах. В 2018 году его партия "Список Шареца" с программой сокращения чиновников и дебюрократизацией набрала 12% голосов. По итогам формирования коалиционного правительства Шарец занял кресло премьер-министра в возрасте 40 лет.

Политический ландшафт Италии противоречив. Ты можешь рассказать одну неуместную шутку про политика с экранов ТВ, и тебя уничтожит руководство канала, а через несколько месяцев этого политика обвинят в коррупции и почти посадят. Для Беппе Грилло, итальянского комика, путь к вершине славы был извилист.

Наибольшую популярность он снискал, когда в 2005 году завел блог, в котором стал высмеивать политический уклад жизни итальянцев. Через несколько лет журнал Forbes поставил его блог на 7-е место по влиятельности среди всех ресурсов в мире. На базе блога и личных соцсетей ему удалось создать нечто вроде именного издания, как у российского урбаниста Ильи Варламова. Отличительная черта почерка Грилло — отсутствие симпатий ко всем политикам Италии, неприятие идолов.

Беппе Грилло

Со страниц своего блога он скорее призывал к культурному анархизму, пропагандировал бесструктурность, был против партий и вообще всего, что поддается упорядочиванию. Он строил из себя то левого, то правого по своим убеждениям блогера.

Его "Движение пяти звезд" зародилось из непристойной акции V-day, когда его сторонники призывали митингующих посылать действующих политиков далеко и надолго. Очень жесткое мероприятие запомнилось не политическими лозунгами, а именно своей агрессивностью. Это в целом характеризует стиль работы Беппе. Невозможно вспомнить его реальные инициативы, потому что они все популистские (и он их не исполнил), зато итальянцы отлично помнят эмоции, связанные с этим человеком.

Сейчас "Движение пяти звезд", получившее название после заявления Грилло "все итальянцы будут жить в пятизвездочных отелях", укрепило свои позиции с 25% в 2013 году до 32% в 2018 году. Оно выступает с праволиберальных позиций и кооптирует с националистами. Сам Грилло имеет судимость и по закону не баллотировался, но всегда выступал с позиций идеолога. В этой роли ему абсолютно комфортно.

Джимми Моралес выступает в большом зале ООН в Нью-Йорке

В мире есть еще несколько примечательных юмористов, которые снискали славу как политики. Во-первых, это президент Гватемалы Джимми Моралес. Он 15 лет создавал комедийную программу Maralejas, что-то вроде "Нашей Раши", но с 2011-го активно полез в политику от разных правых партий.

В 2015 в стране случился политический кризис, прокуратура сместила с должности действующего президента по обвинению в коррупции. Главным оружием решившего попытать счастье на выборах Моралеса стало заявление "Я не из этой элиты". На волне правого протеста он получил 67% голосов и будет занимать свою должность до 2020 года. Сейчас его самого уже обвиняют в коррупции. Моралес объявил персоной нон грата человека от ООН, который помог сместить с должности прошлого президента.

В 2017-м президентом Эквадора стал Ленин Морено. Он сначала был левым активистом и участвовал во множестве движений за чьи-нибудь права. На него было совершено покушение — в результате он выжил, но оказался прикован к инвалидному креслу. И стал ездить по стране с "сеансами смехотерапии". В 2006 году он оказался в команде левого политика Рафаэля Корреа и стал вице-президентом. Корреа руководил страной 10 лет и в 2017 году поддержал на выборах своего главного советника — Морено победил с результатом в 51% голосов во втором туре.

Бывший президент Эквадора Корреа приветствует принявшего присягу Морено

К слову, сейчас Морено и Корреа находятся в противостоянии. Морено отодвинул от управления страной всех соратников экс-президента, а за самим Корреа теперь охотится эквадорский суд, обвиняя его в похищении человека. Такой разворот связывают с давлением на политический истеблишмент из США.

Еще один пример успешно перешедшего в политику комика – мэр Еревана Айк Марутян. Глава столицы Армении не избирается гражданами напрямую, но кандидатура Марутяна интересна тем, что его избрание отлично вписалось в общий тренд обновляющейся Армении под руководством Никола Пашиняна.

Марутян только в октябре заступил на должность. Принося присягу, еле договорил текст — так волновался. Первым его политическим решением было сократить бюджет на празднование юбилея города в 5 раз. Ожидается, что он во всем будет содействовать Пашиняну.

Айк Марутян приносит присягу

Рвущиеся к власти

Конечно, не все современные комики снискали успех. Сербский юморист Лука Максимович на президентской гонке набрал всего 9% голосов. А на муниципальных выборах и того меньше — 2,3%. Только в городе Младеновац он и его команда получили несколько мест в горсовете еще в 2016 году.

Французский комик Дьюдонне Мбала Мбала был дважды осужден судом за антисемитские шутки и расизм, но все равно пытается строить свою партию. Пока неизвестно, успеет ли он преодолеть все формальности к 2022 году, но ему уже вызвалась помочь Марин Ле Пен, у которой приключился скандал и раскол в "Национальном фронте".

Мэром Лондона собирается стать британский комик Рассел Бранд. К своему выдвижению он выпустил книгу с очевидным посланием "Революция". В ней он предлагает перестать поддерживать правящие классы в Британии и перестать ходить на выборы, а отстаивать свою позицию на улицах. Бранд убежден, что историю всегда вершили наиболее активные меньшинства.

У Бранда многомиллионное состояние, которое не соотносится с его анархосоциалистической риторикой, о чем не устают напоминать ему репортеры

У него 11 млн читателей в Twitter, в котором он ругается с либеральными СМИ прямо как Трамп, а те обвиняют его в наивности и недальновидности. Парламентариев он называет "Вестминстерской деревней". Но, кажется, он действует только на руку истеблишменту, против которого играет, отваживая от выборов протестную и колеблющуюся часть молодого электората.

И, конечно, украинский юморист Владимир Зеленский, продюсер и ведущий студии "Квартал-95". Сейчас он лидирует по многочисленным опросам украинских избирателей, которые дают ему от 16% до 28% поддержки. Отрыв от ближайших конкурентов серьезный, поэтому против него уже ведутся различные грязные кампании и расследования. Судя по рейтингу, пока они не сработали так, как нужно оппонентам.

***

В чем причина такой удачи политических комиков в последние годы? Как видно, для каждой страны сочетание условий очень разное, но решающим фактором становится отсутствие новых политических лиц и приевшиеся имена. Непосредственный успех обеспечивается большим стартовым капиталом. Актеры и спортсмены мало говорят о политике до того, как решают попробовать себя на политическом поприще, а у комиков шутки о политике и на злобу дня зачастую составляют основу деятельности. Поэтому в большую игру они выходят со значительным "стартовым капиталом" поддержки. При этом знания актуальной политической повестки слишком мало для эффективного управления, поэтому все, что они могут в реальности предложить избирателю, кроме популизма, — честность. Что ж, в современном мире это уже немало.