Служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) предложила Минтрансу ужесточить правила допуска иностранных авиакомпаний к полетам в Россию. Об этом пишут "Известия", ссылаясь на письмо главы ведомства Виктора Басаргина заместителю министра транспорта Игорю Чалику.
В Ространснадзоре уверены, что в РФ необходимо учредить программу оценки безопасности зарубежных авиакомпаний, опираясь на опыт других стран. Прежде чем получить допуск к рейсам в России, соискатели должны пройти аудит. Новое разрешение будет подтверждать соответствие перевозчика критериям безопасности полетов. Ведомство предложило запретить выполнять рейсы в РФ и пролеты через российское воздушное пространство, если иностранная авиакомпания не сможет получить лицензию.
Аналогичный механизм работает в Европейском союзе, Соединенном Королевстве, США, Китае, Израиле, ОАЭ, Монголии и прочих странах. В настоящее время в этих государствах установлены гораздо более жесткие требования для российских авиакомпаний, нежели в России для зарубежных.
Руководитель Ространснадзора подчеркнул, что разработка и внедрение механизма оценки безопасности иностранных перевозчиков является мерой по защите интересов отечественных авиакомпаний. Введение новой лицензии усилит контроль за зарубежными эксплуатантами, профилактикой и снижением числа авиационных инцидентов. Кроме того, Россия посредством установления новых правил сможет фактически вводить ответные санкции на запреты и ограничения со стороны зарубежных государств по не связанным с безопасностью полетов мотивам.
В службе предупредили, что даже после гипотетического взаимного открытия авиапространства отечественные перевозчики не сразу смогут возобновить полеты в Европу. Им необходимо будет заново пройти оценку безопасности и получить лицензию полетов в страны Евросоюза — документы аннулированы после попадания авиакомпаний РФ в "черный список" по безопасности. В то же время европейским авиакомпаниям ничто не препятствует сразу запустить рейсы в РФ, поскольку в стране отсутствует симметричный механизм оценки.
Ранее России удалось оформить более 300 самолетов для легальных полетов за рубеж. Среди лайнеров 150 Boeing и Airbus, а также несколько десятков бизнес-джетов Embraer, Bombardier и Gulfstream. Вместе со 150 российскими Superjet 100 за рубеж сегодня может летать практически 50% парка отечественных перевозчиков.