Министерство иностранных дел России выразило озабоченность в связи с военной активностью Норвегии в районе полярного архипелага Шпицберген (Свальбард). Действия официального Осло подрывают дух Договора о Шпицбергене 1920 года.
В своем комментарии официальный представитель Мария Захарова напомнила: статус использования этого региона был определен как сугубо мирный, однако норвежская сторона действует противоположным образом.
"Подобная демонстрация военной силы [...] противоречит декларируемой Осло цели сохранения низкой напряженности в высоких широтах", — указала она.
Возмущение МИД вызвал и недавний заход фрегата ВМС Норвегии "Тур Хейердал" в порт Лонгиербюена. Организация этого визита — "очередной шаг в череде последовательных действий по включению этой территории в сферу национального военного строительства", считают в Москве.
Мария Захарова добавила, что новая законодательная инициатива в Норвегии по ограничению доступа к сведениям о морском дне в районе Шпицбергена предусматривает исключения для военных НАТО. Если добавить к этому распространение на архипелаг норвежского закона о портах и фарватерах (он разрешает военные сценарии использования территории), а также учитывая практику посадки и взлетов в аэропорту "Лонгиер" транспортников норвежского минобороны, можно говорить об усилившейся тенденции к скрытой милитаризации Шпицбергена.
Как сообщал Ruposters, в начале 2020 года Москва уже выдвигала аналогичные претензии. Тогда они касались в том числе распределения лицензий на разработку нефтегазовых ресурсов на ряде участков.