Накануне газета "Коммерсант", ссылаясь на данные немецкого (GfK) и американского (Nielsen) маркетинговых агентств, сообщила об изменении структуры потребления продуктов в России. Журналисты утверждают, что из-за подорожания овощей (с 2014 года - на 22%) люди переходят на крупы. Михаил Мельников решил проверить динамику роста цен и поразился зоркости экспертов, увидевших то, чего нет.
Исходя из анализа потребления с июля 2018 года по июнь 2019-го, специалисты делают вывод о том, что рост цен на овощи заставил россиян перейти на крупы. Для убедительности отсылают к докризисному 2014 году, с которого овощи выросли в цене аж на 22% и стали не по карману среднему жителю страны. Тенденция, безусловно, тревожная, но два момента заставляют задуматься.
Во-первых, представители торговых сетей ("Магнит", "Пятерочка") не подтвердили данные американцев и немцев об изменении структуры потребления.
Во-вторых, 22% подорожания за пять лет — это, конечно, очень много, но…
Посчитаем инфляцию за тот же период. Вторая половина 2014 года выдалась очень бурной, но в статистике это не отображено — всего 5,72% за пять последних месяцев, основное подорожание пришлось на начало 2015 года. В общей же сложности с июля 2014-го по июль 2019-го цены в России выросли на 38,05% — главным образом за счет некоторого шока экономики от взаимных санкций и падения цен на нефть.
С 2016 года инфляция уже вернулась в разумные рамки, но, если кому-то угодно считать с 2014-го, — извольте.
Но, может быть, не так уж и сильно подорожали наши овощи? Посмотрим, как вообще менялись цены на продукты питания. Данные Росстата выглядят вполне реалистичными. Статистическое ведомство рассматривает более 100 позиций, но, чтобы таблица не была слишком объемной, мы оставили примерно половину, убрав, например, копченые мясопродукты, стерилизованное молоко, глазированные сырки и тому подобные продукты невысокой социальной значимости.
Хорошо видно, что сильнее всего подорожала импортная продукция, в том числе выдающая себя за отечественную, а также реэкспортированная. Скажем, российскую рыбу мы часто покупаем у норвежцев, прибалтов, даже белорусов — с перерабатывающими производствами у нас беда. А так — шоколад, орехи, яблоки (на прилавках они чаще всего импортные, а колхозные рынки Росстат не мониторит), кетчуп, чай.
Подорожание российского пшена легко объяснить: взятый курс на импортозамещение привел к определенным перегибам и стал местами экспортофетишизацией. Наиболее востребованная за рубежом культура, пшеница, вытесняет в России конкурентов. В результате мы, с одной стороны, вышли в мировые лидеры на рынке зерна, с другой, нам самим не хватает ржи и проса, отсюда и рост цен. Это видно и по черному хлебу.
Но главное — крупы, вопреки мнению заглядывающих в наши тарелки немцев, дорожают быстрее овощей! Причем это сравнение по июлям, если же сопоставлять январь к январю, картина будет еще более яркой, потому что в 2014-15 годах овощи очень сильно дорожали зимой, впоследствии эта сезонность стала менее выраженной (отчасти, конечно, из-за того, что бизнес научился обходить эмбарго). И, скажем, январская картошка 2019 года дешевле, чем ее предшественница 2015-го.
Овощи и корнеплоды дорожают существенно медленнее, чем продукты в целом, крупы — быстрее. Доходы населения растут примерно со скоростью цен на огурцы и помидоры.
Чтобы доказать свою правоту, немецкие исследователи сравнивают цены на крупы и овощи по килограммам, что также нелепо: у килограмма гречки и килограмма огурцов нулевая взаимозаменяемость, и вопроса, купить одно или другое, просто не стоит, это сравнение мягкого с кислым.
Следовательно, вся информация об изменении покупательских предпочтений россиян является так называемым фейком, подкрепленным авторитетом двух мощнейших транснациональных корпораций.
Маркетинговые исследования с некоторых пор приобрели, скажем мягко, квантовый эффект наблюдателя: начиная изучение вопроса, люди тем самым уже меняют ситуацию. Вот только делается это, в отличие от физики, совершенно сознательно. Результаты исследований, предназначенных для широкой публики, удивительным образом совпадают с пожеланиями актуальных клиентов той или иной аналитической группы. Надо показать, что крупы дешевле, простимулировать спрос на них — пожалуйста.
Да, спрос на крупы в России действительно один из самых высоких в мире — наши национальные пищевые традиции не вчера сформировались. Но говорить о каком-то отказе от дорогих овощей в пользу дешевых зерновых не приходится, структура потребления довольно стабильна, а статистика говорит об опережающем росте цен на крупы.
Что это вообще было? Немцы и американцы попытались повлиять на рынок или, наоборот, научить уму-разуму и, выдав черное за белое, исполнить свою "миссию белого человека"?
Хочется пожелать не рабски копировать цифры "белых людей", а хотя бы проверять их. А то получилось, что в Nielsen лучше знают, что мы едим, чем в "Магнитах" и "Пятерочках".