Правительство России предлагает сократить финансирование программы строительства ледоколов на 10 млрд рублей в 2024-2026 годах, пишет "Коммерсант", ссылаясь на проект бюджета на эти годы.
Средства, которые были выделены на строительство головного сверхмощного ледокола "Лидер" (120 МВт), урежут на 5,24 млрд рублей. Финансирование строительства третьего и четвертого серийных ледоколов типа "Арктика" (60 МВт) снизится на 0,56 млрд, а пятого и шестого ЛК-60 — на 2,36 млрд и 1,36 млрд соответственно.
Сокращение выделяемых ассигнований обусловлено двукратным ростом стоимости проектов, а строительство "Лидера" подорожает на 60% — до 200 млрд, срок его запуска сдвинется на конец 2029 года. В таких условиях, отмечает издание, "Росатому" придется искать дополнительные источники финансирования ледокольных проектов, что грозит ростом тарифов перевозки грузов по Северному морскому пути.
Строительство ледоколов становится все более актуальным в связи с ростом грузопотока по Севморпути. В 2022 году по нему было перевезено 34 млн тонн грузов, в этом планируется столько же, а уже в 2024-м прогнозируется двукратный рост. Объемы будут расти и к 2031 году могут достичь рекордных 200 млн тонн, для обеспечения перевозки которых понадобится большой парк ледоколов. Пока их хватает, но с год за годом будут все больше нужны новые.