Бойцы ММА рассорились с рэпером Тимати и его артистами. В течение нескольких дней в соцсетях они публично выясняли отношения после того, как исполнителю Егору Криду пришлось отменить концерт в Дагестане из-за угроз. Чемпион UFC Хабиб Нурмагомедов жестко раскритиковал певца, его поддержал также боец UFC Забит Магомедшарипов. Они оправдали желание "оградить Родину от творчества, которое несет мат и разврат". Платон Беседин - о том, какие последствия этот публичный спор будет иметь для всей страны.
Кабы я была царица, а точнее царь, я запретил бы все концерты персонажей вроде Тимати и Егора Крида в стране. И клипы Киркорова и Баскова тоже бы запретил. А рэперов Фейса* (внесен Минюстом РФ в список иноагентов) и Элджея вместе с их девицами отправил бы на урановые рудники. Но я не царь. И потому могу лишь высказывать свое мнение. В рамках дозволенного.
Когда Хабиб Нурмагомедов критикует Тимати и Егора Крида, он абсолютно прав. Потому что "творчество" этих артистов – это то, что Розанов называл "восторжествовавшим просачиванием кабака". Насколько это пошло, настолько и убого.
Представьте: сидит Цветаева – смотрит Бузову. Или вообразите Фета, наблюдающего за Фейсом* (внесен Минюстом РФ в список иноагентов). Или хотя бы Вознесенского, созерцающего Крида. Появление таких людей в стране такой культуры, как Россия, отвратительно. Это плевок. Ведь мы есть то, что едим, в том числе и в информационном плане. А нас кормят помоями.
Злодей из отличного фильма Аменабара "Дипломная работа" говорил:
Главное правило кино – давать зрителю то, что он хочет.
Так работает окно Овертона. Сначала легкая пошлятина. Привык? На тебе пожестче. На "Дом-2" сначала плевались – теперь он воспитывает миллионы. От Тимати морщились – теперь он собирает стадионы и служит ролевой моделью успеха.
Да, зритель сам этого хочет. В силу своей врожденной порочности. Но зрителя, кроме прочего, к такому приучали. С конца 80-х. Вспомните контент 90-х. Плюемся от Бузовой, а как тогда зажигала Маша Распутина? Но у нее хотя бы был голос.
Проблема в том, что мы добровольно превращаемся в жвачных животных. А потом удивляемся, отчего наши дети заказывают изнасилование подруг, мочатся на них. Стоп, вы сами это разрешили.
И еще одна проблема заключается в том, что никто не решается проговорить это вслух. То есть все понимают – или понимали, как это убого – но молчат. Это как в "Бесах" – все повязаны. И вот эти "черти" пляшут на центральных каналах и собирают "Олимпийский". В этом Хабиб прав, когда говорит о морали.
Но – стоп! Почему он вдруг заговорил о ней тогда, когда "черти" сунулись в его регион? Почему молчал до этого? Это ведь проблема, что люди определенных мест и воззрений заботятся исключительно о своих. И Тимати, отвечая Хабибу, это понимал, указывая на межнациональную рознь. Пой в Якутии, пой в Бурятии, но не суйся к нам в Дагестан. У нас тут девушки совсем другие. Мы где-то это уже слышали, правда? А вот тут Хабиб не прав.
Есть и другая неправота. Это когда Хабиб – пример для многих – вписывается за тех, кто угрожает артистам. Раньше в России жили по справедливости и по совести. Был даже Совестной суд. Существовал он чуть менее 100 лет, и им восхищался Гоголь. Но, схавав чужое, мы забыли и о справедливости, и о совести. Зато у нас появился Закон. Его поставили во главу угла. На Западе есть The Law - краеугольный камень мироздания. И мы захотели так же. Академик Сахаров в свое время сказал:
Принцип "разрешено все, что не запрещено законом" должен пониматься буквально.
То есть мораль – в сторону, нравственность – тоже. Оставляем закон. Он все определяет. Так если существует закон, то он для всех, не так ли? И какое право имеет человек – даже если он столь велик, без шуток, как Хабиб Нурмагомедов – угрожать кому-то? Какое право имеет он навязывать свои установки? А если завтра это решит делать человек, у которого в подчинении человек пятьсот бойцов спецназа? Или кто покруче?
К чему это я? Да к тому, что в России, к сожалению, получается, как в "Скотном дворе" Оруэлла. Все равны – перед законом в том числе - но некоторые регионы и люди более равны, чем другие. В конечном счете это ведет к дестабилизации и разброду. Закон, коль мы его уже затащили на пьедестал, должен исполняться одинаково для всех. Он не может быть избирателен. А не так чтобы одна кайфанула в колонии за расхищение всего, а другой ушел на десять лет за украденный хлеб. Такое неравенство приводит сначала к фарсу, а после к трагедии. И устранить неравенство перед законом - шагнуть к какой-никакой, но справедливости.
И еще одно. Лента новостей в последнее время стала мозаикой из проявлений жестокости. Парень обливал девушек кислотой. Полицейские избили автомойщика. Подростки забили до смерти прохожих. Люди вообще стали вести себя друг с другом до крайности агрессивно. И вот когда лидеры общественного мнения, персонажи знаковые – это я про Хабиба и Тимати (да, он тоже, к несчастью) – позволяют себе хейтиться публично, то таким поведением они подают пример сотням тысяч. Мол, ребята, будьте жестче. Стоит ли удивляться, когда очередной дурень ляпнет что-нибудь о "стране победившего хама"? Но нет, победили-то отдельные хамы, а остальные смолчали.
Кант писал, что две вещи – "моральный закон во мне и звездное небо надо мной" – наполняют душу все более сильным удивлением и благоговением. Известная фраза. Так вот, кроме морального закона есть еще закон юридический. За исполнением и того, и другого надо следить неусыпно, чтобы звездное небо не рухнуло. Часто законы эти вступают в конфронтацию – и тогда их разграничивать надо. Как в споре Хабиба Нурмагомедова и Тимати. Чтобы грани не переступались.
Да толку от этого никакого. В конечном итоге Егор Крид и Тимати поедут опошливать другие регионы, а ребята из Дагестана станут угрожать кому-то еще, кто соберется к ним приехать. Дело вкуса, но часто именно это заставляет попробовать вкус крови. В Средневековье так регулярно случалось. Не хочется, чтобы мы возродили его.