Мнение

Давление максимум: как США пытаются "добить" Венесуэлу

Давление максимум: как США пытаются "добить" Венесуэлу

Прошло более полугода с момента несостоявшейся революциии в Венесуэле, когда Гуайдо провозгласил себя президентом вместо Мадуро. Тогда ему не хватило сил сместить лидера страны. Но тема смены власти снова актуализировалась в августе. США заморозили все активы правительства Венесуэлы, поставив страну в один ряд с такими "врагами Америки", как Куба, Северная Корея и Иран. Под блокировку попадают активы всех ведомств правительства латиноамериканской страны, а также Центрального банка Венесуэлы и государственной нефтяной компании PDVSA. В Венесуэле сторонники Мадуро вышли против санкций и Трампа. Кирилл Бенедиктов — о том, почему именно после выхода из ДРСМД Вашингтону будет важно добить Венесуэлу и как это будет происходить. 

Конференция о Венесуэле без Венесуэлы

Во вторник в столице Перу Лиме состоялась конференция, посвященная урегулированию ситуации в Венесуэле. Точнее, так она именовалась в официальных документах. В реальности же саммит, который должен был найти выход из политического тупика в Боливарианской республике, стал, по выражению газеты The New York Times, "односторонней демонстрацией самых жестких санкций США в отношении авторитарного режима президента Николаса Мадуро".

Конференция в Лиме, фото AFP

Начать стоит с того, что представители администрации Мадуро не были приглашены на конференцию. Это обстоятельство заставило главных союзников Мадуро — Россию, Китай, Турцию и Кубу — отклонить приглашения на встречу.

Кроме того, в ходе саммита администрация Дональда Трампа, представленная советником американского президента по национальной безопасности Джоном Болтоном, решительно отвергла все компромиссы международных посредников и некоторых латиноамериканских государств, удвоив свою т.н. "политику максимального давления", направленную на свержение Мадуро.

Говоря о заморозке государственных активов Венесуэлы в США, Болтон не скрывал, что Вашингтон пошел на этот шаг, "чтобы лишить Мадуро доступа к мировой финансовой системе и далее изолировать его на международном уровне".

Мы хотим отправить послание третьим сторонам, желающим вести дела с режимом Мадуро: нет необходимости рисковать своими деловыми интересами в США для получения прибыли от коррумпированного и умирающего правительства.
Болтон на конференции в Лиме

Болтон предупредил иностранные правительства и компании, что они могут столкнуться с "местью" правительства США, если продолжат вести дела с социалистическим режимом Мадуро. Отдельно он обратился к России и Китаю — двум главным союзникам законного правительства Венесуэлы, в ультимативной форме заявив, что их "поддержка режима Мадуро недопустима".

Мы вновь говорим России, в особенности тем, кто контролирует ее финансы: "Не повышайте ставки в заранее проигранном пари. Для Китая, который уже отчаянно пытается возместить свои финансовые потери, самый быстрый способ сделать это заключается в поддержке нового законного правительства (Венесуэлы).

Пекин немедленно отреагировал на угрозы, назвав их "грубым вмешательством во внутренние дела Венесуэлы и серьезным нарушением основополагающих принципов международных отношений". Официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин заявила, что Китай выражает решительный протест в связи с действиями Вашингтона и призывает США позволить венесуэльскому народу самому определять свое будущее.

В Москве угрозы Болтона проигнорировали, хотя сами новые санкции против Мадуро осудили. МИД РФ назвал их продолжением "экономического террора" и предположил, что Белым домом движет "идеология нетерпимости и диктата, которые поставлены выше интересов венесуэльцев".

В Госдуме выразились еще резче, назвав указ Трампа о блокировании собственности властей Венесуэлы в США бандитизмом и рейдерством. 

Катастрофические санкции

За последние два года (вообще санкции против Венесуэлы США вводят давно, но особенно жесткую санкционную политику Белый дом стал проводить с августа 2017 г.) в результате постоянно нарастающего давления на Боливарианскую республику жизнь венесуэльцев, и без того не роскошная, превратилась в постоянную борьбу за выживание. Так, санкции, введенные против крупнейшей государственной нефтегазовой компании PDVSA (офис которой с 1 марта 2019 г. находится в Москве), привели к тому, что единственный стратегический продукт, в котором Венесуэла не испытывала нужды – бензин – в ряде областей страны стал дефицитом.

Мы подписываемся за любовь и за мир нашей любимой Венесуэлы. Это Великий Всемирный день протеста против империи США. Дональд Трамп должен знать, что нет таких санкций или блокад, которые могли бы остановить великую силу венесуэльского народа.


Страна, которую можно метафорически сравнить с островом, плавающем в океане нефти, гордилась тем, что бензин здесь почти ничего не стоит: официальная цена за литр — 1 цент США (66 копеек), а реальная — $0,000001, то есть он практически бесплатный. Поэтому почти все взрослые жители Каракаса имеют автомобиль и используют его каждый день.

Однако неделю назад на западе страны впервые разразился бензиновый кризис. В штате Арагуа, в двух часах езды от Каракаса, тысячи автомобилистов стояли в километровых очередях, чтобы заправить свои машины. Еще дальше на запад, особенно в Карабобо и даже в Сулии, которая считается "нефтяной столицей Венесуэлы", люди стояли в очередях к бензоколонкам по несколько дней.

Губернатор штата Тачира, граничащего с Колумбией, где нехватка топлива приняла размеры катастрофы, написал в своем Twitter: 

Потери для аграрного сектора неисчислимы, паралич (инфраструктуры) и ограничения мобилизации чрезвычайных ситуаций в области здравоохранения — это преступления против человечества.
Очередь на заправки

Не доехавшие к больным "скорые", умершие на операционных столах из-за отключения электричества пациенты, голодающие дети и старики — все это результаты санкционного давления, об усилении которого говорил в Лиме Болтон.

Расчет США строится на том, что венесуэльцы, испытывающие все больше трудностей из-за санкций, перестанут поддерживать Мадуро и переметнутся на сторону самопровозглашенного "президента" Хуана Гуайдо. Венесуэльский самозванец, о котором в последнее время как-то подзабыли, вновь начал демонстрировать политическую активность. После грозного выступления Болтона в Лиме он собрал очередной митинг своих сторонников, на котором заявил, что у него есть "отличная стратегия национального и международного уровня", направленная на то, чтобы "положить конец страданиям нашего народа". Ни слова, естественно, не сказав о том, что эти страдания — непосредственный результат политики США.

Весной Венеуэла пережила несколько блэкаутов из-за хакерских атак

Однако — по крайней мере на данный момент — политика усиления давления на Мадуро со стороны Вашингтона приводит к обратным результатам. После саммита в Лиме министр связи и информации Венесуэлы Хорхе Родригес заявил, что правительство Мадуро решило отказаться от участия в очередном раунде переговоров с оппозицией, который должен был состояться на острове Барбадос. Переговоры, которые шли в вялотекущем режиме начиная с мая месяца, могли в теории завершиться достижением соглашений. Теперь подобная перспектива выглядит крайне сомнительной.

Холодная война-2

Зачем же США нужно было наращивать давление на Каракас в тот момент, когда достижение компромисса между поддерживаемым ими Гуайдо и ненавистным Мадуро могло привести к реальному ослаблению напряженности в Боливарианской республике и вокруг нее? Ответ следует искать в области, далекой от сферы защиты прав человека и демократии и даже от проблем нефтегазового сектора.

Выход США из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, состоявшийся за несколько дней до конференции в Лиме, не только дал толчок новой, ничем не сдерживаемой гонке вооружений, о чем предупредил президент России Владимир Путин, но и открыл эру Холодной войны-2. Одним из последствий этого неизбежно станет повышение геополитической ценности государств, расположенных на расстоянии удара баллистическими ракетами средней и малой дальности от территории главных противников. 

Если США размещают свои РСМД в Румынии и Польше (17 мая 2019 г. в Румынии была развернута американская батарея ПРО THAAD, интегрированная в общенатовскую архитектуру ПРО и функционирующая в режиме боевого дежурства — в 650 км от западных границ России), то логика Холодной войны обязывает Россию ответить симметрично. В Западном полушарии не так много стран, готовых предоставить свою территорию для российских ракет. И Венесуэла при правительстве Мадуро, пожалуй, наиболее очевидный выбор.

Американские военные разгружаются на авиабазе в Румынии

Именно поэтому США и наращивают давление на Каракас. Демократия и страдания венесуэльского народа волнуют Вашингтон в последнюю очередь, а вот наличие под боком "непотопляемого авианосца" с российскими РСМД — в первую.

Вторым таким "авианосцем" может оказаться Куба. И совсем не случайно за 12 минут своего выступления в Лиме Джон Болтон упомянул Остров Свободы целых 9 раз. Он заявил, что жесткое экономическое давление "сработает в Венесуэле и будет работать на Кубе". Тем самым Болтон окончательно поставил крест на "новом курсе" Вашингтона в отношении Острова Свободы, заложенного Бараком Обамой. 

Теперь пришло время действовать, — угрожающе заключил Болтон.

В отношении Гаваны план Вашингтона состоит в том, чтобы использовать III раздел закона Хелмса-Бертона, предоставляющего гражданам США, в том числе из числа кубинских эмигрантов, и американским компаниям возможность подавать в суды иски о предполагаемых владениях на кубинской территории, которые изменили свой правовой статус с момента кубинской революции 1959 г.

Закон Хелмса-Бертона, принятый еще при Билле Клинтоне, запрещает Кубе торговать с США (и наоборот). Но в такой ситуации Куба живет уже 60 лет, она научилась справляться с экономическими трудностями. А вот III раздел закона позволит сторонникам Батисты и сбежавшим с острова эмигрантам, проживающим во Флориде, юридически восстановить владение своими компаниями и имуществом, оставшимся на Кубе. Со всеми вытекающими из этого юридическими последствиями (кстати, четвертый раздел закона содержит пояснение, что режим блокады будет сохраняться до тех пор, пока на Кубе не появится правительство, которое, "по мнению США", будет руководствоваться "демократическими нормами").

По мнению венесуэльской газеты Diario Frontera, этот шаг администрация Трампа предпринимает "в отместку за поддержку, которую Куба оказывает осажденному президенту Венесуэлы Николасу Мадуро".

Но в реальности дело не столько в мести, сколько в переходе к новому, агрессивному курсу Вашингтона на "заднем дворе", как в США принято называть Карибский регион. В условиях прекращения ДРСМД задача не допустить новый Карибский кризис становится для администрации Трампа приоритетной. Поэтому давление на Венесуэлу, Кубу и в перспективе Никарагуа будет только возрастать. Что, учитывая поддержку Мадуро армией Боливарианской республики, а также серьезную военно-техническую помощь со стороны России и Китая, делает перспективу очередного прокси-конфликта между Москвой и Вашингтоном более чем вероятной.