Статьи

Цифровые платформы: правила игры

Всевозможные интернет-платформы (от соцсетей до новостных сайтов) притягивают к себе все большее внимание пользователей — по данным исследователей, в последние годы среднестатистический житель планеты тратит на глобальную сеть порядка 7 часов в день. Россияне же проводят онлайн практически 8 часов ежедневно, что сравнимо со средней продолжительностью здорового сна. При этом, как отмечают российские и зарубежные эксперты, цифровое пространство, захватив умы большей части человечества, по-прежнему испытывает острую нехватку единых правил и норм регулирования.

Как отметила в ходе недавнего Российского форума по управлению интернетом RIGF 2021 замминистра цифрового развития РФ Бэлла Черкесова, сегодня "ИТ-компании перестают быть просто объектами технологической инфраструктуры, их влияние расширяется за счет реального владения вниманием пользователей". Немалую роль в этом процессе играют рекомендательные алгоритмы соцсетей, позволяющие онлайн-платформам формировать потребности отдельно взятых людей и манипулировать их мнением.

Думай меньше, покупай больше

Широкое применение ИТ-компаниями рекомендательных сервисов, а также непрозрачность их использования вызывают все большую обеспокоенность ведущих стран мира. В том или ином виде процессы по регулированию этих инструментов интернет-площадок сейчас реализуются в Евросоюзе, Великобритании, России, Китае и США.

Так, представитель по вопросам государственной политики Французской ассоциации по сотрудничеству в области доменных имен (AFNIC) Люсьен Кастекс ранее заявлял, что цифровым платформам необходимо осознать свою ответственность перед пользователями и повысить прозрачность механизмов работы.

"Работа интернет-площадок должна быть прозрачна. Им необходимо сотрудничать с государством, иметь механизмы подотчетности, предоставлять возможность блокировки контента со стороны провайдера. Также онлайн-платформам нужно назначить официального представителя для улучшения их взаимодействия с регулятором в лице государства", — подчеркнул Кастекс, комментируя разработку в Евросоюзе новых законодательных актов, направленных на регулирование работы интернет-площадок.

В свою очередь, меры, предлагаемые Комиссией по правовому регулированию цифровой экономики московского отделения Ассоциации юристов России, предполагают создание независимого общественного аудита, а также введение самих понятий "рекомендательный сервис" и "оператор рекомендательного сервиса".

Также, по мнению российских юристов, людям должна быть предоставлена возможность самостоятельно отключать рекомендательные алгоритмы онлайн-платформ. При этом очевидно, что без участия государства такого права у пользователей онлайн-платформ еще долго не появится.

Страсти по локализации

Регулирование рекомендательных сервисов — значимый, но не единственный проблемный аспект взаимоотношений государства и онлайн-платформ. Властям любого государства не менее важно исключить ситуации, при которых глобальные ИТ-компании находятся вне влияния локальных законов, игнорируют решения местных судов и уклоняются от уплаты налогов. Эксперты уже неоднократно отмечали стремление развитых стран так или иначе обязать иностранных игроков цифрового рынка легализоваться в национальном правовом поле и соблюдать законодательство той юрисдикции, в которой они развивают свой бизнес.

Так, директор АНО "Центр компетенций по глобальной ИТ-кооперации" Вадим Глущенко назвал несовершенство системы налогообложения и необходимость отстаивания государствами собственных суверенных интересов одними из основных проблем современной ИТ-сферы. Кроме того, эксперт указал на отсутствие эффективного механизма разрешения споров между государственными институтами и цифровыми платформами. По мнению Глущенко, схожие вызовы, стоящие перед властями различных стран, в дальнейшем будут способствовать развитию межгосударственного диалога.