В начале февраля журналисты обратили внимание на аккаунт МВД Якутии в социальных сетях. Подход регионального министерства к ведению Twitter и Instagram значительно отличался от подхода других госорганов. Большинство официальных публикаций — это сухие, статистические отчеты, которые едва ли кто-то будет читать для души. Якутские полицейские постарались изменить стиль и заставить людей по-другому посмотреть на их работу. Пользователи явно оценили ироничные фотографии и непринужденные, "уютные" посты. Сергей Харламов изучил другие официальные аккаунты и выяснил, какие ведомства перестали формально подходить к делу и публиковать казенные отчеты, а в полной мере оценили возможности соцсетей. Ниже список самых примечательных страничек российских ведомств.
МВД Якутии
Совсем недавно МВД республики Саха запустило в Twitter отдельную рубрику #дежурка14. Под этим тегом пресс-служба описывает самые курьезные "расследования" после звонков в дежурную часть. А в Instagram у них котики и тортики!
Полицейские якутского МВД активно участвуют во флешмобах, регулярно попадая на страницу своей "дежурки". Сотрудники соревнуются в том, у кого больше намерзло, иронизируя над "оттепелью" и потеплением климата. Благо в республике Саха со снегом и морозом проблем нет.
Отдельный шик инстаграм-аккаунта — это различные варианты тортов в виде полицейской формы:
Подписчики задались вопросом, есть ли еще в России такие же забавные и интересные аккаунты государственных служб. Большинство современных аккаунтов ведутся сотрудниками для галочки — пресс-службы зачастую не адаптируют контент для разных соцсетей и не имеют возможности (времени или рук) на придумывание конкурсов и шуток. У них не стоит задача набрать подписчиков, ведь их аккаунты носят информационный характер, и заработать на их продвижении государственные службы не могут. Однако некоторые подходят к вопросу неформально.
Федеральное МЧС
Пожалуй, один из самых масштабных проектов — представительство МЧС в соцсетях. Собственные странички министерство завело в Facebook*, Twitter, ВКонтакте, на Youtube, в Instagram, Одноклассниках. У них есть даже собственные статьи на Яндекс.Дзене и целая доска со множеством папок на ресурсе Pinterest. И практически везде они выкладывают разные вещи, которые больше всего подходят для той или иной сети.
Очень выделяется ведомственный инстаграм-аккаунт. Пресс-служба придумала много рубрик: например, "Маленькая спасенная жизнь", в которой сотрудники рассказывают, как помогли животным. #МЧСзаЗОЖ — рубрика о спортивных достижениях спасателей; также в аккаунте рассказывают о героях МЧС, регулярно выкладывают актуальную инфографику и советы, как вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Федеральное министерство культуры
От МЧС не отстает и Минкульт. Как и положено проводнику российской культуры, министерство наполняет инстаграм красивыми фотографиями с фрагментами выставок, обращает внимание на открывшиеся досуговые и культурные центры, рассказывают о картинах и новых поступлениях в галереи.
Наиболее полезным среди всех аккаунтов Минкульта представляется страничка в Twitter. Коротко и четко сотрудники министерства сообщают, где искать новые выставки, где будут очереди, как получить билет проще и дешевле. Тут много дельных лайфхаков, кроме того, пользователям дают интересную информацию об исторических деятелях и кураторах и напоминают о важных исторических датах.
Роскомнадзор
Что лучше всего получается у Роскомнадзора в своих социальных сетях — это иронизировать над собой. Посещать его страницу в ВК — лучший вариант следить за деятельностью надзорного ведомства. Там они выкладывают советы о том, как безопасно проводить время в интернете, дают практические рекомендации для журналистов и любых пользователей, которые хотят освещать выборы, делятся инсайдами с рабочих встреч. Все это — с мемами и шутками.
Стиль постов весьма непринужденный, а еще раньше, в 2017-2018 годах, странички Роскомнадзора продвигались в том числе и с помощью энтузиастов, рисовавших собирательный образ ведомства в виде аниме-персонажей. Они даже проводили конкурс на лучшую иллюстрацию и делали себе стикеры в стиле аниме. Несмотря на критику и порой едкие комментарии из-за ограничения доступа к разным сайтам и сервисам на территории России, пресс-службе Роскомнадзора удается сохранять позитивный настрой в постах.
Также у Роскомнадзора есть собственные ТВ-программы, выдержки из которых они публикуют на Youtube. Формат забавный: ведущий, сотрудник РКН, объясняет 12-14-летнему ребенку, очень похожему на "либерала", основы и принципы своей деятельности:
Пенсионный фонд России
В этой подборке соцсети Пенсионного фонда — самые "инфографичные". Буквально 90% записей состоят из самых разноформатных графических изображений, которые наглядно объясняют принцип работы ведомства и дают ответы на самые популярные вопросы пользователей с помощью гифок "вопрос-ответ".
Лучше всего следить за Пенсионным фондом во ВКонтакте или на Facebook*. Сотрудники Фонда денно и нощно отвечают на вопросы комментаторов. По праву стиль ведения страничек можно признать самым аккуратным среди других страниц ведомств, но отнюдь не пресным.
Дальневосточный гектар
Программа выдачи земель под сельское хозяйство и бизнес требовала отдельного разъяснения и распространения, поэтому в Минвостокразвития создали Instagram-аккаунт для поддержки и рекламы переезда на Дальний Восток. В нем рассказывают истории переехавших участников программы.
Истории самые разные. Молодые люди пытаются построить на Дальнем Востоке туристические поселения, создают лошадиные фермы, учат местных ребят играть в хоккей, строят спортивные объекты, религиозные сооружения и просто помогают друг другу.
Для иллюстрации скучных данных со статистикой сотрудники программы используют смешные видео, конкурсы и мемчики. Это делает аккаунт живым сборником человеческих историй, а не просто альманахом. Но, конечно, нужно помнить, что главная цель этого аккаунта — переселить вас на Дальний Восток. Может быть, вы уже решились.
Welcome Tver
Аккаунт туристического портала Тверской области — эталон того, как должна выглядеть страничка для рекламы достопримечательностей от местных властей. Создатели прилагают много усилий для развития паблика: снимают полноценные видео о местной еде и необычных точках, мониторят любые упоминания о себе и реагируют на праздничные даты, чтобы показать, что в Тверской области можно отлично провести выходные.
Аккаунт направлен на развитие внутреннего туризма и туризма межрегионального. Ближайшие округа и области — основная аудитория проекта. На странице во ВКонтакте пользователям раздают советы, постят путеводители, фотографии прекрасных видов и приветствуют обязательными WelcomeКотиками. Помимо ВК, у проект есть странички на Facebook* и Instagram.
Администрация Сургута
Самый душевный паблик региональной администрации пришел в эту подборку из Сургута. Местные власти ведут странички в соцсетях честно и, что называется, от всего сердца. Например, ведут борьбу с плохо закрытыми люками — фотографируют поломки и выкладывают результат работы.
Все фотографии работающих врачей, встреч чиновников с жителями и решений вопросов сопровождаются беседой в комментариях с жителями под постами. Сургутяне в долгу не остаются: отсыпают администрации вагон постироничных мемов и предложений по ведению паблика. Все очень культурно — создатели следят за дискуссией.
Повестка Сургута мало чем отличается от многих других регионов. Но воспринимать повседневные проблемы и работу коммунальщиков жителям намного проще без канцеляриста и официоза.
- * иностранный агент, экстремистская организация, запрещенная на территории РФ