Причиной депрессии и табачной зависимости оказались гены неандертальцев

Депрессию, проблемы иммунной системы, кожные заболевания и ряд других болезней современные люди унаследовали от неандертальцев. К такому выводу группа ученых пришла по итогам исследования, результаты которого опубликованы в журнале Science.

О том, что нынешние европейцы и азиаты унаследовали от 1% до 4% своей ДНК от неандертальцев (в результате скрещивания после того, как прародители современных людей переселились из Африки в Евразию), стало известно еще в 2010 году. Однако лишь сейчас специалисты смогли сопоставить гены неандертальцев с историями болезни ныне живущих людей.

Антропологи обнаружили 135 тысяч свойственных неандертальцам однонуклеотидных полиморфизмов (SNP) и проверили, на какие проблемы со здоровьем они способны оказывать влияние. Исследование получилось весьма масштабным - эксперты проанализировали состояние порядка 28 тысяч человек.

Дискуссии на тему ряда связей (например, воздействия неандертальской ДНК на кератиноциты) уже велись в научном сообществе. Однако были обнаружены новые факты, о которых не было известно ранее. К примеру, экспертами было установлено, что некоторые участки ДНК серьезно увеличивают риск никотиновой зависимости. Нашлись и SNP, влияющие на риск депрессии - одни участки повышают его, другие понижают.

Отмечается, что множество неандертальских SNP тесно взаимосвязаны с психическими и неврологическими заболеваниями. "Мозг - чрезвычайно сложно устроенный орган, и привнесение генов от существ другого вида может иметь для него негативные последствия", - подчеркивает автор статьи Коринна Симонти.

В целом современные люди сохраняют те фрагменты ДНК неандертальцев, которые должны были способствовать выживанию их предков в Евразии, климат, флора и фауна которой существенно отличалась от африканской родины Homo sapiens.

Вместе с тем в реалиях сегодняшнего дня многие свойства, "кодируемые" данным ДНК, стали нести угрозу для человеческого здоровья. К примеру, один из генных вариантов ускоряет свертываемость крови. Раньше это помогало людям: раны быстрее заживали, и организм защищался от вредных микробов. Сейчас же гиперкоагуляция увеличивает опасность инсультов, легочного эмболизма и осложнений во время беременности.