Телеграм-канал "Беспилот" в рамках подведения итогов года поговорил с генеральным директором и основателем "Флай Дрон" Никитой Даниловым и выяснил, что сделали инженеры компании за год и какие планы они ставят на ближайшее будущее. До этого авторы ленты обсудили уходящий 2025-й с главой фонда "Национальной технологической инициативы".

– На чём сейчас сосредоточены усилия "Флай Дрон"?
– В 2025 году компанией "Флай Дрон" разработана универсальная интеграционная шина для консолидации информации от комплексов наблюдения за воздушной обстановкой, функционирующих на различных физических принципах. Разработка велась в рамках НИОКР на грант, предоставленный фондом "Национальной технологической инициативы" (НТИ).
Также компания успешно завершила оснащение лётно-испытательного комплекса федерального центра беспилотных авиационных систем (ФЦ БАС) в столичном технопарке "Руднёво" автоматизированной информационной системой (АИС) "Рубикон". Стоит отметить, что эта система развернута и на площадках ряда крупных коммерческих заказчиков в регионах, и в нескольких субъектах Федерации, где функционируют экспериментальные правовые режимы (ЭПР) полётов беспилотников.
Напомним, что АИС "Рубикон" используется для организации полётов БАС, мониторинга воздушного пространства, противодействия несанкционированному использованию авиабеспилотников и их атакам на инфраструктурные объекты.
Кроме того, компания завершила цифровую интеграцию сервиса по планированию полётов беспилотников с ЕС ОрВД (единой системой организации воздушного движения) в РФ. Подача планов полёта через платформу FlyDrone в СППИ (систему представления планов полётов) производится максимально оперативно в полностью автоматическом в цифровом интерфейсе.
– Какие негативные события в уходящем году вы можете выделить?
– Можно выделить три главных проблемы российского рынка БАС в уходящем году.
Первая – продолжающие иметь место запреты и жесткие ограничения полётов беспилотников в многих регионах страны. Отказаться от них могло бы помочь внедрение цифровых платформ, обеспечивающих легальную и безопасную эксплуатацию беспилотных авиасистем в федеральном масштабе. Определённые шаги в этом направлении делаются, но на сегодня они не слишком широки.
Вторая – отсутствие эффективных государственных стандартов защиты инфраструктурных объектов от несанкционированного воздействия БПЛА.
Третья – не самые высокие темпы импортозамещения комплектующих для дронов и локализации технологий.
– Что, на ваш взгляд, стало наиболее важным и повлиявшим на отрасль в целом?
– Наиболее значимое событие для отрасли в целом – это, пожалуй, рост рынка услуг с использованием беспилотных авиасистем (БАС), по предварительным оценкам, до 26 млрд рублей. Этот тренд укрепляет веру в светлое будущее индустрии. Похоже, заказчики начали понимать то, где им действительно выгодно применять дроны, и какие именно аппараты предпочтительнее в том или ином случае.
– Каковы ваши ожидания от 2026 года – и для "Флай Дрон", и для отрасли?
– Рынок в 2026 году продолжит расти в любом случае. Если ограничения на полёты будут существенно ослаблены или сняты, то в гражданском сегменте можно ожидать даже взрывного (в хорошем смысле) роста. Ещё один момент – конъюнктура сейчас такова, что возможен ряд достаточно громких слияний и поглощений.
Что касается непосредственно компании "Флай Дрон", то мы планируем продолжить нашу региональную экспансию. На подходе ряд крупных проектов, в том числе – на Дальнем Востоке и Северо-Западе России. Есть находящиеся в стадии практической реализации планы и в части международного сотрудничества.