Минцифры подготовило новые требования к программному обеспечению станций быстрой зарядки электромобилей и их операторов: cогласно проекту приказа, для получения госсубсидий уже с 1 января 2025 года электрозарядные станции (ЭЗС) должны будут работать на софте, входящем в реестр отечественного ПО или реестр ПО членов Евразийского экономического союза.
Сейчас в реестре программного обеспечения уже есть отечественные программные решения Engy Energy Station от "Энжи", единая система управления зарядной инфраструктурой Sitronics Electro от "Ситроникс", клиентская система управления для ЭЗС от "Зарядная станция" и другие программы, напоминает профильный телеграм-канал "МашТех".
Также зарядные станции и центральные системы управления, эксплуатируемые с 2025 года, должны будут поддерживать протоколы OCPP и OCPI версий не ниже 2.01и 2.2.1 для организации связи между ними. Сейчас же все крупнейшие отечественные производители зарядок используют протокол ОСРР версии 1.6.
Протокол OCPI даёт возможность заряжать автомобили на станциях разных операторов, но фактически операторы ЭЗС в своих приложениях дают информацию только о своих объектах и не спешат делиться сведениями о свободных зарядках конкурентов. Поэтому пользователям приходится качать несколько разных приложений.
Единый оператор решил бы и эту проблему, но тут возникает вопрос безопасности и защиты от взломов. Из-за них, например, в течение двух дней в ноябре 2023 года были отключены ЭЗС в Москве, а в 2021 году взлому подверглись "зарядки" с украинскими контроллерами по всей России.
Сейчас установку быстрых ЭЗС субсидирует государство: компенсируется до 60% (до 1,86 млн рублей) стоимости зарядки и до 30% (до 900 тысяч рублей) стоимости технического присоединения к электросети. Но даже с субсидиями работу зарядок нельзя назвать экономически выгодной из-за слабой загрузки станций. Компании не могут себе позволить потерять господдержку, а значит, им предстоит подстроиться под новые требования, резюмирует "МашТех".