Статьи

Русские политики в Латвии: кто сегодня защищает "неграждан" и право на родной язык

Русские политики в Латвии: кто сегодня защищает "неграждан" и право на родной язык

С сентября в Латвии начнется школьная реформа: образовательные учреждения нацменьшинств переведут на латышский язык обучения. Большинство русскоязычных жителей выступают против. Но пикеты и митинги не дают результата. По данным группы Euromonitor Int., в 1994 году 40,5% жителей говорили на русском, а в 2016 году таких стало уже только 29,8%. Не решен и вопрос с гражданством: бывшие граждане СССР остаются в Латвии "негражданами", среди них большинство этнических русских. В Латвии есть политики и активисты, которые борются за права русских. Этот текст Владимира Свержина о них. 

Годы независимости

В годы Перестройки Латвийская Советская Социалистическая Республика избрала собственный путь и ушла в условно самостоятельное плаванье. Этот процесс отчасти мне довелось наблюдать своими глазами. Во многом он походил на бой с тенью: газета оппозиции "Атмода" издавалась в типографии ЦК Компартии Латвии. У власти не было ни активного желания, ни деятельных сил бороться за существование. В штабе Народного Фронта Латвии звучали пафосные речи о демократических ценностях, которые скоро восторжествуют в Латвии, свободе человеческой личности и о том, каким мощным союзом станет Балтия (Латвия, Литва, Эстония), получив вожделенную независимость. Сладким речам охотно верили — в хорошее вообще легко верится. Первый секретарь местного ЦК Коммунистической партии Альфред Рубикс много позже вспоминал о встрече с генсеком Михаилом Горбачевым в те критические месяцы: 

Через пару дней я приехал, я был принят, он мне там пообещал много чего. Да ты стой, ты держись, мы тебя поддержим. Но я понял, что это пустые слова, потому что никаких последствий не последовало.

В результате вялость местной и центральной властей привели к январскому кровопролитию в Риге и Вильнюсе и к трагедии преданного Рижского ОМОНа. В результате на карте мира вновь появилось столь же "независимое", как и в 20-30 гг., государство Латвия. За годы независимости государство добилось впечатляющих успехов. Население сократилось более чем на четверть (с 2,7 млн в 1991 г. до менее 1,9 млн в 2018 г.). В основном эта убыль за счет оттока населения как в ЕС, так и в Россию. От развитой промышленности осталось лишь воспоминание — уровень экономики кризисного 1991 года до сих пор не достигнут. Раскол в обществе углубляется. И, конечно же, главным вектором дальнейшего "стремления к свободе и демократическим ценностям" стала лютая борьба со всем, что может напомнить о России.

Есть те, кто идет в оппозиции государственному курсу. Хотя и тут картина очень неоднозначная.

Марина Костенецкая

Фото mixnews.lv

Бывший член Верховного Совета СССР, писатель, общественный деятель, один из создателей латвийского Народного Фронта. В последнее время призвала "ни в коем случае не поддаваться жажде мести и не открывать "мешки" КГБ". 

"Голос латвийского радио", кавалерственная дама возрожденного ордена "Трех звезд". Одна из тех, кто стоял на баррикадах, отстаивая независимость Латвии, вдруг с печалью констатировала: 

Мы не достигли того, ради чего, собственно, революция происходила, — настоящей свободы. И произошло это потому, что мы не достигли консенсуса между двумя общинами и своими руками создали двухобщинное государство.

По ее словам, Латвия не прошла испытания независимостью. Такого утверждения было достаточно, чтобы Марина Костенецкая превратилась из героини в "подозрительную особу". В результате ее даже забыли пригласить на празднование в честь Дня Независимости. 

Обида была настолько сильной, что многие люди, которые действительно на баррикадах были, до сих пор отказываются получить гражданство. Хотя знают и латышский язык, и историю Латвии лучше самих латышей. Эта обида она обоснована.

Образованному человеку должны быть памятны слова, брошенные одним из лидеров Великой Французской революции: "Революция пожирает своих детей!" Было бы чему теперь удивляться. 

Нил Ушаков

Обаятельного, улыбчивого, популярного политика, ныне депутата Европарламента и лидера партии "Согласие" знают все, кто интересуется Прибалтикой. В 33-летнем возрасте он стал градоначальником Риги и на протяжении 10 лет (это не удавалось никому) им и оставался. Иначе как русский мэр его не называли. Он не раз говорил: 

У меня болит сердце, когда я вижу, что латыши и русские конфликтуют. Когда политики из-за своих грязных интересов сталкивают русских и латышей.

Однако проводимая им политика соглашательства фактически расколола русское движение. Именно он убеждал, что "языковой" протест на улицах не имеет смысла и обо всем можно будет договориться. Не удалось. Да и сколь-нибудь заметных усилий не было. Более того, в конце концов и сам Нил Ушаков голосовал за очередные санкции против России.

Впрочем, и ему сейчас приходится непросто — местное Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией возбудило против него уголовное дело. Сам Ушаков утверждал: 

Я официально получил статус подозреваемого от КНАБ. Знаете за что? За то, что в моем кабинете в Думе во время обыска было обнаружено самодельное записывающее устройство, которое валялось на полках среди сувениров и разных подарков. 

Татьяна Жданок

Фото "Русский Союз Латвии"


Еще один депутат Европарламента от Латвии. Доктор физико-математических наук, она получила образование не только на родине, но и во французском университете Монпелье (в советские годы). Во время Перестройки тоже вошла в Народный Фронт, однако увидев, что движение все больше скатывается в национализм, вышла из него и начала работу в Интернациональном Фронте Трудящихся Латвийской СССР, ставившим перед собой цель развитие Латвии в рамках Советского Союза.

В 1993 году она стала соучредителем общественного движения (с 1996 г. преобразовано в партию) "Равноправие". Вектор действий Татьяны Жданок оставался неизменным — борьба за права Русской общины и, что самое главное, — за торжество здравого смысла. В 1997 году местный суд аннулировал ее депутатский мандат Рижской думы и наложил запрет на право баллотироваться в сейм Латвии, однако она оспорила это решение в Европейском суде по правам человека и выиграла дело.

С 2000 года являлась сопредседателем объединения "За ПЧЕЛ" (За права человека в единой Латвии). В 2010 году эта организация выдвигала ее кандидатуру на пост премьера Латвии. С 2004 года стала депутатом Европарламента, несколько раз переизбиралась туда и вела активную правозащитную работу, доказывая наличие естественных прав у русского и русскоязычного населения Латвии. С 2006 по 2014 гг. также была членом Всемирного Координационного Совета российских соотечественников за рубежом. В 2014 году "За ПЧЕЛ" был преобразован в "Русский Союз Латвии".

В отличие от Ушакова считала языковые протесты нужными и полезными: 

Если люди, убаюканные словами Ушакова, не будут протестовать, сопротивляться планам министерства образования, то и в правозащитных структурах ЕС их не заметят, и на родине ничего не изменят. Исключительно важно именно в Латвии показать, что проблема существует. Если нет протестных акций, их не показывают по телеканалам и в интернете, то в евроструктурах вполне обоснованно спросят: "Так на что вы, собственно, жалуетесь? Народ со всем согласен".

Мирослав Митрофанов

На митинге в защиту русского языка

Правая рука Татьяны Жданок в борьбе за права русского и русскоязычного населения прибалтийской республики. В прошлом вице-мэр Даугавпилса, ныне также депутат Европарламента и активный участник противостояния давлению власти на "русских неграждан". Благодаря их деятельности Консультативный комитет Совета Европы по выполнению Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств в октябре 2018 года опубликовал доклад, в котором была выражена озабоченность по поводу нарушения прав русскоязычного нацменьшинства в Латвии и ясно высказывался призыв принять меры по улучшению ситуации. В том числе по обеспечению образования русского нацменьшинства на родном языке. Проевропейское латвийское правительство этот призыв проигнорировало.

Особенно меня поразили своим антизаконным характером такие перлы, как "все жители Латвии обязаны знать государственный язык" и "меньшинства обязаны заботится о национальном большинстве". Получается, что юридического образования судьям иметь не надо, достаточно классового, пардон, национального чутья. 

Маргарита Драгиле

Очередной рецидив государственной борьбы с русским образованием в Латвии начался в 2016 году. Как утверждает один из организаторов латвийского "Бессмертного полка", молодой общественный деятель Маргарита Драгиле, новая попытка вывести "русский дух" связана как раз с увеличением популярности этого движения. Каждый год полк выводит на улицу все больше народа. В позапрошлом вышло около 1 тыс. человек, в нынешнем — уже порядка 20 тысяч. Это не нравится властям Латвии, поэтому с 2020 года там будет под запретом советская военная форма времен Второй мировой войны. Причем, скажем, ношение кожаных курток "бомбер" — части обмундирования летчиков королевских ВВС Британии — никто запрещать не планирует. Драгиле обещала добиваться отмены этой "нормы". 

Этим займутся наши юристы. На само проведения мероприятия ("Бессмертный полк" - прим.) этот закон не повлияет. Он может только повлиять на настроения людей. И это будет оправданно, ведь в очередной раз какими-то силами из пространства Латвии вытесняется русское и то, что ценно для русского человека.

Латвийские власти стараются выдавить и русское образование из общественной жизни страны. Маргарита, учредитель частной школы в Риге, утверждает, что преподавание русского языка и ведение уроков отслеживается Службой госбезопасности. Использование российских учебников, в которых, например, восхваляется советская власть, призывы к участию в мероприятиях 9 мая, отрицание факта оккупации Латвии в 1940 году — все карается. Педагога, продемонстрировавшего нелояльность Конституции ли государству Латвия, увольняют, ему могут запретить работать последующие пять лет. 

Александр Гапоненко

Доктор экономических наук, профессор, правозащитник. Многие годы критиковал позицию Латвии в отношении неграждан и национальных меньшинств на сессиях ОБСЕ. В 2011 году Гапоненко стал одним из идеологов общества "За родной язык", которое предложило поправки к Конституции о придании русскому языку статуса второго государственного, подавал иск в ЕСПЧ, латвийский судья отказался его рассматривать. 

У него неоднократно проходили обыски, а в 2018 он был арестован на 3 месяца "за деятельность против государства и помощь иностранному государству в деятельности против Латвии". Кроме того, президента Института европейских исследований и соорганизатора "Бессмертного полка" обвиняют в… "разжигании межнациональной розни". По признанию Гапоненко, задерживали его жестко. 

Владимир Линдерман

Фото Leta


Активист русского "сопротивления", руководитель партии "За родной язык", был соратником Эдуарда Лимонова. В 2011 году инициировал в Латвии референдум за родной язык, который прошел в 2012 году. 

Мы выступаем против концепции, что только латыши являются хозяевами этой земли, а остальные — это гости. Мы хотим доказать, что русский язык в Латвии не чужой.

Референдум прошел на ура — за русский проголосовали почти все нацменьшинства Латвии. Но привело это к тому, что три года спустя Сейм ужесточил правила проведения референдумов: для их инициации стали требовать подписи 10% граждан, имеющих голос (ранее требовалось 10 тысяч подписей).

В 2018 году отсидел месяц за высказывания на Вселатвийском родительском собрании против ликвидации среднего образования на русском языке. Впрочем, объяснить суду, в чем заключалась крамола, так и не смогли, но требовали не выпускать Линдермана, поскольку тот может помешать следствию. Это был уже далеко не первый случай его ареста.

После того рокового собрания полиция завела сразу семь дел. В том числе и против Александра Гапоненко и Татьяны Жданок. Для продолжения активной борьбы на родине она специально сложила с себя полномочия депутата Европарламента и вернулась в Ригу (правда, в 2019 вновь была избрана в ЕП). 

Владимир Бузаев

Фото Kasjauns.lv

Бывший депутат Сейма, сопредседатель Латвийского комитета по правам человека и член правления партии "Русский Союз Латвии". На конференции, посвященной 25–летию Декларации ООН по правам нацменьшинств, открыто назвал современную Латвию "столицей апартеида" и заявил, говоря о декларации: 

Если бы ее положения воплотились в жизнь, Латвия была бы другой страной, непохожей на нынешние задворки Европы.

Обращал внимание на то, что Латвия обгоняет соседние страны по ограничениям прав нацменьшинств. Страна первой ввела языковые пропорции в средней школе, а теперь планирует полностью перевести образование на латышский язык.