Общество

Антипиратский меморандум: что он дал России и какие перспективы у соглашения?

Антипиратский меморандум: что он дал России и какие перспективы у соглашения?

Эксперты рынка подвели результаты действия Антипиратского меморандума с момента его подписания представителями отрасли - 1 ноября 2018 года. Итоги они огласили в рамках круглого стола "Снижение доступности пиратского контента - вызовы 2020".

1 ноября 2018 года меморандум о сотрудничестве в сфере охраны исключительных прав в эпоху развития цифровых технологий. В рамках договоренностей создан реестр указателей страниц сайтов, нарушающих авторские и смежные права. Соглашение правообладателей и Интернет-сервисов предусматривает также механизм восстановления ссылок в поиске - общее количество таких ссылок за все время работы составило 1747.

За 20 месяцев с момента начала действия Антипиратского меморандума число визитов на пиратские сайты снизилось на 40%: ранее среднее количество посещений пиратских сайтов составляло 440-480 млн, сейчас показатель снизился до 250-300 млн. При этом среднее совокупное количество уникальных посетителей таких площадок составляло в месяц 130-140 млн человек, а в период с ноября по май текущего года показатель снизился до 70 млн.

При этом возросло количество уникальных пользователей легальных ресурсов: с 54 до 70 млн - на 30%. "Были ситуационно отработанные всплески, большинство платформ давали пробные периоды. Многие люди, которые пользовались пиратскими ресурсами, пробовали их. Будем смотреть, сколько из них сохранится. Кинопоиск вырос, как выросли все легальные кинотеатры. Сегодня мы видим пример самоорганизации, саморегулирования профессионального сообщества. Он постепенно улучшается, автоматизируется. Этот опыт может стать работающим для всего рынка легального контента. Закон позволит не только масштабировать, но и закрепить удобный механизм", - поведал директор по стратегическому развитию рынка Коммерческого Департамента "Яндекса" Борис Омельницкий.

По словам заместителя руководителя Дирекции интернет-вещания Первого канала Ирины Савченко, меморандум показал, что "рынок в состоянии себя регулировать в значительной степени сам". Такой вариант она назвала более выгодным для бизнеса, поскольку необходимость обращаться в суд из-за каждого ресурса с пиратским контентом сводила на бы на нет весь доход от монетизации интернет-трафика.

Тем не менее эксперт обратила внимание на то, что меморандум решает не все проблемы правообладателей. В частности, с его помощью нельзя удалять пиратские домены целиком или прямые трансляции.

"Мы защищаем права 39 правообладателей и будем наращивать мощности и дальше. Очень активно эту историю поддерживаем, помогаем рынку большую получать. Разумеется, не стоит при этом тормозить законодательную работу. В рамках Меморандума есть вопросы, которые могут быть улучшены. Между механикой работы Меморандума и DMCA Яндекс удаляет ссылки для российской аудитории. Нам бы хотелось, чтобы ссылки удалялись для всех IP-адресов", - отметил исполнительный вице-президент Star Media Никита Трынкин.

По его словам, пиратский контент также распространяется через мобильные приложения, Telegram-каналы и торренты, "доступ к которым люди преспокойно находят через нехитрые совершенно механизмы". Для решения этой проблемы он предложил принять закон, помогающий снижать доступность пиратского контента, необходим, однако даже после его принятия проблема не решится сама собой.

"Меморандум - хорошее подспорье сделать здесь и сейчас лучше, но если рассматривать его как единственный способ защиты, пока я в это не особо верю. Потому что когда на остальных "пиратах" все лежит, легко на смену придут новые ссылки", - добавил директор департамента защиты бренда и интеллектуальной собственности Group-IB Андрей Бусаргин.