В Национальном центре Россия прошла презентация книги Павла Крашенинникова "На пути к сверхдержаве. Государство и право во времена войны и мира, 1939-1953 гг.".
"Одними из наиболее достоверных исторических свидетельств являются правовые документы былых времен, поскольку право — это продукт социальных процессов и одна из ветвей культуры того или иного общества. Несомненно, без научного анализа нормативных актов Новейшего времени, в том числе военного периода нашей страны, в совокупности с другими источниками невозможно объективно, вне идеологических шаблонов и политических пристрастий, увидеть историческую перспективу и движущие механизмы развития нашей страны", - написал в своей книге автор.
На встречу с автором книги пришли в основном молодые люди 16–20 лет. И разговор переключился сразу на испытания, которые выпали их сверстникам во время войны. И это не только фронт, это и тыл. Основная нагрузка легла на женщин и подростков. Как подчеркнул автор, только в колхозах число трудоспособных мужчин с 1941 по январь 1944 г. сократилось с 16,9 млн до 3,6 млн человек. Перестройка промышленности сопровождалась грандиозными изменениями в правовой системе.
"Мобилизационно-плановая природа советского общества, сформировавшаяся со времен военного коммунизма, многократно усиленная милитаризацией государственного управления, основанного на принципе строгой ответственности и жесткого контроля компетентных органов за армией и обществом, вкупе с единством власти и общества, обеспечившим социально-политическую устойчивость СССР, и стали источником победы", - приводится цитата из книги.
Однако, цена победы была оплачена жизнью и здоровьем миллионов граждан страны.
В СССР начали готовиться к военной перестройке промышленности задолго до боевых действий. За три предвоенные пятилетки было построено более 9 тысяч крупнейших предприятий металлургической промышленности, добычи нефти, машиностроения, цветной металлургии, химической, текстильной и пищевой отраслей. Значительно увеличились расходы на оборонную промышленность, которые к 1940 году составили 32% государственного бюджета страны.
"Еще в четвертом квартале 1939 г. часть оборонных предприятий была переведена на работу по мобилизационному графику. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. были введены 8-часовой рабочий день с семидневной рабочей неделей (считая седьмой день недели — воскресенье — выходным). Рабочая неделя составляла 48 часов", - излагает Крашенников.
Он отмечает, что увольнение по собственному желанию было практически запрещено. При этом рабочие и служащие, самовольно ушедшие из государственных, кооперативных и общественных предприятий или учреждений, предаются суду и по приговору народного суда подвергаются тюремному заключению сроком от 2-х месяцев до 4-х месяцев. Кроме того, предусматривались санкции за прогул без уважительной причины. Прогулом считалось также опоздание к началу работы более 20 минут.
Все это касалось и подростков, вместо школ, пришедших на заводы и фабрики. Война сильно ухудшила условия жизни людей. Потребление мяса в рабочих семьях в 1942 году снизилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, молочных продуктов — на 40%. В деревне потребление мяса сократилось втрое, хлеба — на треть. В пище стало намного меньше жиров, сахара, овощей. Не хватало круп. И это при том, что и перед войной жизнь нельзя было назвать изобильной.
При этом автор говорит, что чрезвычайные меры, эффективно работавшие в военное время, оказались не только бесполезными, но и вредными после окончания боевых действий. И только в 50-е годы страна стала медленно выходить из мобилизационного режима управления экономикой и жизнью людей.