В конце декабря ушедшего года в России был поставлен новый исторический рекорд – по Севморпути перевезли 36 млн тонн грузов, пишет телеграм-канал "МашТех". Для сравнения, в 1987 году в Советском Союзе рекорд перевозок по СМП составил лишь 7 млн тонн, что в 4 раза меньше.
Вклад уже проинвестированных до 2035 года проектов развития этого международного транспортного коридора в ВВП нашей страны оценивается в 35 трлн рублей, а доходы федерального бюджета составят 13,5 трлн рублей.
Добиться таких показателей удалось благодаря уникальному ледокольному флоту России, мощность которого достигла 697,2 МВт. Сейчас "на воде" у РФ 41 ледокол: 34 дизельных и 7 атомных. Это больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании, Швеции и Китая вместе взятых. Именно эти государства идут вслед за Россией в топ-20 по общему количеству ледоколов.
Но все они имеют лишь дизель-электрические суда, в то время как у России есть самые мощные покорители ледовых пустошей – атомные ледоколы. Пока их семь: "Таймыр" (введён в строй в 1989 году), "Вайгач" (1990), "Ямал" (1993), "50 лет Победы" (2007), "Арктика" (2020), "Сибирь" (2022), "Урал" (2022). Существует ещё и восьмой – контейнеровоз "Севморпуть", но его в этих списках даже не учитывают. Он способен ломать лёд толщиной "всего" 1 метр, а потому считается "недостаточно ледокольным".
4 из 7 действующих атомных ледоколов были построены и введены в строй с начала века, в том числе три самых мощных судна проекта 22220: "Арктика", "Сибирь" и "Урал", силовые установки которых выдают по 60 МВт. Сейчас строится ледокол "Россия" проекта 10510, который побьёт и этот рекорд, – он будет спущен на воду ориентировочно в 2027-м, а мощность его двигателей составит 120 МВт. Помимо "России", в верфях на разной степени готовности находятся суда "Якутия" и "Чукотка" проекта 22220; в 2028 и 2030 годах должны быть построены "Камчатка" и "Сахалин".
Но не атомным флотом единым. У России также есть 34 дизельных (дизель-электрических) ледокола, немалая часть которых тоже была построена и введена в строй в 2000-х. А именно: "Москва" (построен и введён в строй в 2008 году), "Санкт-Петербург" (2009), "Балтика" (2014), "Берингов Пролив" (2015 год), "Мурман" (2015), "Владивосток" (2015), "Мурманск" (2015), "Новороссийск" (2016), "Обь" (2019), "Георгий Седов" (2019), "Виктор Черномырдин" (2020). Последний – самый большой специализированный дизель-электрический ледокол в мире и самый мощный дизель-электрический ледокол, построенный в России (25 МВт). Но как и в случае с атомными судами, этот рекорд тоже может быть скоро побит. "Росатом" начинает строить ещё четыре дизельных судна с мощностью по 40 МВт на винтах.
В настоящее время более половины грузопотока Северного морского пути составляет сжиженный природный газ, а наличие мощного ледокольного флота в освоении СМП критически важно. Без него терминалы и порты, газовозы и танкеры смогли бы работать только несколько месяцев в году. Именно поэтому Владимир Путин подписал указ об увеличении числа ледоколов на СМП, в частности атомных судов проекта 22220, – их будет не менее семи.
Также построят ещё один головной ледокол "Лидер", четыре неатомных ледокола, три гидрографических и два лоцмейстерских судна, 16 аварийно-спасательных судов различной мощности до конца 2024 года и ещё 30 аварийно-спасательных судов различной мощности до 2030 года. Все они позволят функционировать большому организму под названием Северный морской путь круглый год, постоянно увеличивая поток грузов и ставя все новые и новые рекорды.
Как сообщал Ruposters, ранее телеграм-канал "Нефтебаза" напомнил об основных этапах освоения Россией рынка сжиженного природного газа. Это сравнительно новая сфера для отечественных компаний – первое крупнотоннажное производство запущено 15 лет назад, первое малотоннажное – 27 лет назад.