Банки и ритейл активно продвигают BNPL-сервисы покупок частями в качестве альтернативы кредитованию. Эту лазейку "маскировки" займов под подобную услугу намерен прикрыть Центробанк, пишут "Известия". Опции выплаты за покупку частями имеются, например, у Сбера, "Яндекса" и Ozon.
Регулятор собирается ввести требования к информированию потребителей об условиях займа, ограничить размер неустойки за просрочку и сделать обязательными "период охлаждения" и передачу данных в бюро кредитных историй. Эксперты считают, что регулировать растущий сегмент необходимо для защиты прав потребителей. Соответствующие поправки будут подготовлены после согласования подходов к регулированию со всеми заинтересованными сторонами.
"Эту работу мы продолжим, чтобы сервис рассрочки, в целом полезный для человека, был максимально прозрачным и мы могли контролировать возможные риски для потребителя", - отметили в ЦБ РФ.
При использовании BNPL-сервисов покупатель приобретает товар в долг, фактически не имея защиты, предоставляемой заемщикам банка или МФО. У него нет информации обо всех условиях договора, стоимости услуг по предоставлению рассрочки и размере возможной переплаты. Он может даже не знать о высоких штрафах за просрочку. Чтобы решить эту проблему, Центробанк намерен изменить законодательство о потребительском кредитовании. Речь идет о введении информирования граждан, чтобы физлицо точно понимало, что рассрочка не бесплатна. Для этого регулятор готов запретить устанавливать разные цены на товар в зависимости от наличия возможности заплатить частями.
В конце прошлого года стало известно о запуске маркетплейса для упрощения навигации по кредитам и депозитам ведущих российских банков.