На вероятность дорожно-транспортных происшествий (ДТП) влияет множество факторов: среди них пол водителя, количество пассажиров в автомобиле и даже его цвет. О предпосылках легких и тяжелых аварий пишет журнал Sustainability, ссылаясь на исследование ученых СПбПУ.
Одна из приоритетных целей российского правительства и местных властей – сокращение количества ДТП до минимума. По мнению специалистов Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого, помочь в реализации проекта должно четкое и системное знание факторов травмоопасных аварий.
Создавая базу данных о неучтенных причинах ДТП и их предпосылках, исследователи СПбПУ задействовали метод машинного обучения.
"В исследовании была использована порядковая пробит-модель для выявления взаимосвязи влияния факторов (недостатки дорожно-транспортной инфраструктуры, человеческие факторы, освещение, погодные условия, характеристики ТС) и уровня тяжести последствий ДТП", – рассказала представитель Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Мария Родионова.
Главный фактор летальности ДТП – отсутствие освещения на дорогах (10,3—13,9%). Вероятность смертельной аварии повышают осадки в виде дождя и снега, увеличивая процент летальности на 1,3-1,7%. Немаловажен и человеческий фактор: каждый находящийся в салоне человек поднимает возможность получения значительных травм на 3,9%.
По данным ученых СПбПУ, 40,5% водителей-мужчин оказываются в ДТП с тяжелыми травмами, в то время как среди женщин таких случаев только 32%. В статистике аварий с некритичными повреждениями водителей ситуация противоположна: автомобилистки попадают в такое положение чаще, чем представители "сильного пола".
На аварийность может повлиять даже цвет машины. Так, агрессивные автомобилисты чаще выбирают транспорт более ярких или кислотных цветов.
"Более агрессивные водители в среднем могут выбирать более яркие модели авто и наоборот, это тоже маркеры. Дальнейшее изучение этого направления позволит предложить дополнения в профессиональную подготовку водителей с учетом их поведенческих особенностей", – пояснил доцент Института промышленного менеджмента, экономики и торговли СПбПУ Анги Схведиани.
Специалист подчеркнул, что белые машины попадают в аварии реже, поскольку они более заметны на дороге. С другими автомобилями чаще всего сталкиваются синие и зеленые машины.
Ученые СПбПУ провели исследование в рамках программы стратегического академического лидерства "Приоритет 2030".
Ежедневно сотни автомобилистов в России попадают в автоподставы, когда аферисты инициируют или разыгрывают ДТП и пытаются вас заставить откупиться на месте, без вызова ДПС. Попасться на такой "развод" может не только новичок, но и водитель с солидным стажем вождения. Эксперты дали рекомендации, как избежать таких ситуаций.