Результаты последних выборов показывают, что в Европе, США и даже Латинской Америке люди голосуют за смену курса. Но они выбирают совсем не тех, кто обещает быстрое и легкое избавление от всех проблем. Соцсети помогают популистам достучаться до избирателей, уставшим от политкорректности и толерантности. Так, в Бразилии 46% в первом туре президентских выборов набрал "националист" и "гомофоб" Жаир Болсонару. Удивили и результаты прошедших в Латвии выборов в Сейм. Достаточно вспомнить неожиданный результат Марин Ле Пен во Франции и "Альтернативы для Германии", которая впервые после войны попала в парламент и очень быстро стала второй по популярности партией. Елена Кондратьева-Сальгеро - о том, почему разразилась эпидемия планетарного популизма.
Не так уж много лет назад, когда вся просвещенная Европа увлекалась идеями воинствующего социализма, широко раскрывая окна, двери и объятия, чтобы принять и приголубить обиженных и оскорбленных со всего света под речевки о равенстве и братстве, одна немецкая журналистка пафосно воскликнула:
Что бы вы ни говорили, а неслучайно во всем мире сегодня к власти приходят левые - самые гуманные и честные политики, и это и уже навсегда!
Вoзглас этот, помнится, был встречен долгими аплодисментами соратников журналистки и короткими смешками ее оппонентов. Некоторыe позволили себе мрачные прогнозы в стиле "не пройдет и срока"...
Не так много воды утекло с тех пор, но все "утечки" основательно промыли заслащенные политкорректностью мозги западному электорату. Европейский "социализм" только и умел раздавать накопленное кому ни попадя, а потом отбирать заработанное, чтобы снова раздавать без разбору. В итоге целая шеренга разбазаренных напрочь стран накренилась в обратную от социализма сторону - под эффектом домино.
В очередной раз выяснилось, что внедрение европейским левым блоком прекрасных идей политкорректности на практике возможно единственным работающим способом - "раздеть Пьера, чтобы одеть Жака".
Зато этот эксперимент успел взрастить целые поколения никогда не работавших, но давно привыкших к пособиям людей. Они не сразу ощутили сбой системы, но благополучно дождались, когда драконьего налогообложения всего среднего класса стало мало, чтобы прокормить всех живущих и жующих, которым сказали, что они "имеют право", а все рaботающие счастливчики "им должны".
А уж когда к первым "жующим" стали быстро добавляться обиженные и оскорбленные, мигрирующие со всех концов света, у европейского электората пали последние иллюзии о несокрушимой справедливости светлых идей за чужой счет.
Последней соломинкой при плохой игре стала подручная и самая действенная демагогия, давно вчипсованная в термин "популизм": это плохо, это стыдно, это рифмуется с шовинизмом и гораздо хуже, на ту же букву. Разочарованный и уставший от демагогии электорат все обещаний и трактовки свел к такой разнице: социализм считает, что вы должны прежде всего чужим голодранцам, а популизм настаивает, что прежде всего своим. Кто не прав?
И ладно бы грешила таким ужасающим отступничеством от светлых идеалов одна Европа - то у них Венгрия замутит, то Австрия, то Италия, то в Германии "растет и начинается", то в Польше вообще не пойми что.
Так ведь и до самой Америки долетело и шарахнуло: там теперь вообще непонятно кто сидит и кем погоняет, но главное - популизм так и не затоптали ни вагинами в розовых шапочках, ни поголовными чистками посредством домогательств.
Bсего полтора месяца назад даже Австралия сиганула в популизм, избрав себe нового премьера, никоим образом не вписывающегося в рулившую рукопожатную тусовку: играет, негодяй, на чистом популизме - верит в Бога, не хочет однополых браков и желает отправить всех нелегальных мигрантов туда, где и раки не зимуют. И, кстати, всех не желающих работать - туда же.
А теперь вот сразу два новых удара по либеральным ценностям: один совсем мелкий, в европейском масштабе, второй покрупнее, в мировом.
В Латвии выборы выиграло "что-то прорусское" и "сильно популистское" - такое сильно упрощенное, но не лишенное правды-матки понимание в двух строках. Это одним абзацем зыбью прошло по европейской прессе и детальному анализу не подвергалoсь. Во-первых, мало кто в Европе знает, где она, эта Латвия, во-вторых, есть заботы поважнее.
Ну пусть Венгрия, пусть Польша, пусть Италия, Германия, Франция - может, они не доросли. Но теперь даже либеральная, криминально-карнавальная Бразилия возопила о порядке, да так смачно, достаточно просмотреть свежие заголовки: "Крайне правые идут к власти", "Болсонару ностальгирует по военной диктатуре и мечтает спасти страну", "Голосуя за Болсонару, избиратели всего лишь выразили протест"...
Подавляющая часть аналитиков желает видеть в 46% голосов, отданных "кандидату от крайне правых", только "протест" и ничто другое, при этом вяло уточняя, против чего именно был выражен этот протест.
А причины достаточно просты и повсюду одинаковы - с незначительными поправками на особенности местной культуры и менталитета.
Когда народ устает от политкорректной демагогии, обещающей изобилие благ всем без исключения и без разбору, при этом грубо попирая элементарные экономические законы и культурные каноны, в результате чего банкротом оказывается целая страна, вполне закономерно ожидать, что следующим кандидатом будет тот, кто пообещает менее соблазнительное, но более надежное - порядок и безопасность.
Каковы бы ни были заведомо пустые идиллии, сулящие каждому по желаниям, а не по способностям, жизнь все равно ткнет носом в библейские истины, которые ограничат свободу, но обеспечат некоторую стабильность и хотя бы подобие справедливости.
Основные причины сегодняшнего гейзера популизма в Европе и Америке на самом деле просты, как два слагаемых, от перестановки которых сумма не меняется:
-это глобaлизация, отбросившая на предел нищеты или за него массу людей и сделавшая существование еще большей части уже затронутого ей европейского населения еще более ненадежным;
- это неконтролируемая и в подавляющем большинстве случаев необоснованная миграция, ставшая реальной и более чем ощутимой угрозой национальным идентичностям уже "завоеванных" по сути стран.
И пока обе эти навязываемые воротилами политкорректности "вакцины" будут внедрять в принудительном порядке, популизм, как иммунитет на обезличивание, продолжит крепчать.