Статьи

Пирамида наоборот: почему рушатся российские и европейские авиакомпании

Пирамида наоборот: почему рушатся российские и европейские авиакомпании

С начала этой недели рейсы "ВИМ-Авиа" практически не выполняются. Исключение сделано лишь для некоторых городов Дальнего Востока. Но с 16 октября все перевозки будут полностью завершены. И впереди еще неделя, чтобы определить судьбу авиакомпании: либо найдется какой-то инвестор, готовый вложить в нее деньги, либо она будет закрыта. Те же проблемы и у ее европейских коллег. Дмитрий Лекух - о том, почему рушатся авиакомпании и как защитить пассажиров.  

Так получилось, что почти одновременно с российской "ВИМ-Авиа" за последние полгода в Европе обанкротились сразу три крупные авиакомпании — Monarch, Air Berlin и Alitalia. Причины обрушения авиаперевозчиков разные, но общий тренд весьма показателен. И снова он ставит вопрос о том, насколько допустимы в социально-значимых отраслях жесточайшие и, будем говорить прямо, довольно бесчеловечные "законы невидимой руки рынка".

Обанкротившаяся Air Berlin полностью прекратит полеты уже в конце текущего месяца. Об этом сообщило агентство DPA, ссылаясь на письмо руководства концерна сотрудникам.

Но при этом подчеркивается, что полеты дочерних компаний Air Berlin  - Niki и LG Walter - продолжатся без изменений. Более того, благополучные "дочки" обанкротившегося авиаперевозчика скорее всего будут приобретены альянсом Lufthansa и Easyjet. "Успешные бизнес-подразделения" будут спасены. Несмотря на то, что пострадают не только сотрудники компании, но и примерно сто (!) тысяч пассажиров, купившие недешевые билеты Air Berlin на межконтинентальные рейсы.

Они могут не получить вообще ничего или получить лишь незначительную компенсацию за аннулированные полеты.

Средства клиентов, которые приобрели билеты до 15 августа - дня объявления о банкротстве авиаперевозчика - автоматически будут включены в конкурсную массу, то есть будут считаться имуществом несостоявшегося должника. В этом случае авиакомпания не имеет возможности компенсировать билеты на аннулированные рейсы.

Власти Соединенного Королевства по отношению к пассажирам обанкротившейся авиакомпании Monarch Airlines поступили куда гуманнее, аналогично российским по отношению к пассажирам "ВИМ-Авиа".

Когда пятая по размеру авиакомпания Великобритании Monarch Airlines прекратила 2 октября полеты из-за финансовых трудностей, в результате чего за рубежом остались более сотни тысяч человек и около 300 тыс. бронирований было отменено, британские власти объявили о крупнейшей в мирное время операции по возвращению пострадавших пассажиров на Британские острова. На сегодняшний день власти Соединенного Королевства на 75% выполнили этот план. Около 80 тысяч пассажиров уже вернулись в Великобританию, сообщил в понедельник в парламенте министр транспорта Крис Грэйлинг. 

Ситуацию с "ВИМ-Авиа" разбирали уже довольно подробно и со всех сторон, но последствия этого "банкротства" еще впереди. Туроператоры предупреждают, что из-за возможного ухода авиакомпании с рынка на 10-20% могут подорожать туристические путевки, причем по наиболее чувствительным направлениям. Особенно сильно цены вырастут на билеты в Турцию, Грецию, Кипр, рейсы в Сочи и Крым, то есть на тех направлениях, на которых "ВИМ-Авиа" была одним из ведущих перевозчиков.

И здесь нет ничего удивительного: на чартерные программы "ВИМ-Авиа" приходилось 15% рынка. Для одной авиакомпании это, мягко говоря, довольно много. С точки зрения роста перевозок авиакомпания вообще развивалась довольно стремительно: по данным Росавиации, с января по август этого года пассажироперевозки "ВИМ-Авиа" выросли на 31% по сравнению с тем же периодом 2016 года и достигли 1,8 млн пассажиров.

Еще раз: причины обрушения авиаперевозчиков, как российского, так и европейских, разные. Но есть одна общая черта. Это существование в условиях жесткой, нерегулируемой государственными органами и зачастую недобросовестной ценовой конкуренции. Которая вынуждала не только привлекать малоподъемные кредитные ресурсы, но и банально "строить пирамиду": т.е. платить за текущие услуги деньгами пассажиров, приобретающих услугу в будущем. И до бесконечности такое продолжаться, естественно, не могло.

Да, в российском случае были еще и элементы откровенного мошенничества, "двойных продаж", "торговли воздухом" и откровенных хищений, но с этим теперь пусть разбирается следствие и суд.

Но основная причина та же самая: конкуренция за счет ценового демпинга и "строительство пирамиды" за счет средств потребителей. С точки зрения "жестоких законов рынка" это абсолютно нормально. Так, к примеру, конкуренция на европейском рынке усиливается в течение двух десятилетий, но в последние несколько лет из-за снижения цен на топливо она стала особенно жесткой. Авиакомпании почувствовали возможность нарастить потоки за счет экономии на топливе и стали особенно безудержно демпинговать.

Более того, подобная "конкуренция" привела к тому, что традиционные компании все чаще стали практиковать правила игры, ранее применяемые исключительно лоукостерами: у большинства из них уже есть тарифы, включающие оплату только самого перелета, когда за багаж и другие сервисы взимается дополнительная плата. 

А далее – все просто. На рынке выживает сильнейший.

В той же Европе в настоящее время вполне очевидный переизбыток и авиакомпаний (их в Европе сейчас 217, для сравнения в Северной Америке, включая США, – не более сотни) и бортов. Соответственно, в гонке за пассажиропотоком "слабый должен умереть".

Проблема только в том, что в такой социально значимой отрасли эта "конкуренция" отражается непосредственно на пассажирах, о которых в условиях подобного рода "конкурентной борьбы" никто из участников рынка особо не думает. А побывать в шкуре человека, заплатившего за отдых и оставшегося в результате благодаря "интересам рынка" и без отдыха, и без денег, я бы не пожелал никому.

В связи с чем и встает такой вопрос: Бог с ней, с Европой, пусть живут, как хотят. Но имеет ли смысл нам повторять эти ошибки и не включить ли нам в "правила игры в отрасли" больше государственного регулирования? И не только в области авиационной безопасности, но и в области банальной защиты прав потребителя. 

Например, о чем говорил, в частности, президент Путин на совещании по поводу ситуации в "ВИМ-Авиа", в области финансового регулирования и контроля за финансовыми резервами перевозчиков. От их потенциального банкротства пострадают не только потребители, это не только "их исключительные коммерческие риски", о чем так любят говорить наши "рыночники". По-хорошему, особенно в наших условиях, необходимы и согласованные действия в области тарифной политики. И не только, как выясняется, в области необоснованного завышения цен на билеты, но и, как показывает практика, необоснованного их занижения. Ибо главная задача любого коммерческого предприятия суть приобретение выгоды и получение прибыли. А также "дележ рынков" как элемент экономической политики предприятия. Но главная задача государства-то, как регулятора, не радоваться бизнес-успехам авиакомпаний, дай Бог им кошелек потолще, а защищать интересы своих граждан, которые этими самыми авиакомпаниями летают. Государство – это, собственно, вообще не институт защиты интересов бизнеса, а институт, защищающий интересы народа. 

И что бы там ни бурчали "системные рыночники" из экономического блока насчет "приоритета для бизнеса", для государства должны быть приоритетны всегда интересы населения, граждан Российской Федерации. Ибо такова сама природа государственной власти, за которую эти самые граждане призываются время от времени голосовать.