В Германии призвали остановить "Северный поток-2" из-за инцидента с Алексеем Навальным. Ангела Меркель переложила решение о судьбе проекта на Европу. По ее словам, нужна общеевропейская реакция, так как ситуация не связана с двусторонними отношениями Берлина и Москвы. В то же время часть немецкого бизнеса высказалась категорически против заморозки, указав на потери. Дмитрий Лекух считает, кто сколько потеряет в случае, если санкции затронут проект.
Для начала: я абсолютно солидарен с официальной позицией, которую представил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков — на сегодняшний момент времени рисков блокировки завершения строительства "Северного потока-2" не просматривается. Попробую пояснить почему.
Мне об этом уже не раз приходилось говорить и писать, но "хор все не смолкает". Удивительно, почему к Nord Stream 2 до сих пор все относятся исключительно как к российскому проекту: вообще-то это уже очень давно называется "преимущественно европейский проект с российским участием". Причем приоритет российского участия там один: как единственного доступного поставщика, готового поставлять газ на европейские рынки на устраивающих европейскую же промышленность условиях. И если для европейцев поиск другого поставщика весьма затруднителен и проблематичен, то это вовсе не значит, что в среднесрочной перспективе российский "Газпром" не сможет обеспечит себе иные варианты сбыта своей продукции.
Возьмем самый худший для Nord Stream 2 вариант: он подпадает под санкции, строительство газопровода останавливается, инфраструктура морского участка вынужденно консервируется. Чем это угрожает "Газпрому", кроме репутационных потерь, которые будут, безусловно, крайне неприятны, но далеко не смертельны? Даже финансовые вложения, которыми оперировал "Газпром" во время строительства, далеко не только, мягко говоря, российские. Ну, так и чем тогда этот самый "Газпром" рискует?
Если разобраться, то, как это странно ни прозвучит, фактически ничем. Для исполнения текущих контрактов в связи с кризисом COVID-19 и явно нескорым выходом на докризисное потребление "голубого топлива" европейскими экономиками вполне достаточно и действующих маршрутов прокачки — даже без предельного заполнения проблемной украинской трубы.
А на будущее можно спокойно сосредотачиваться на "Силе Сибири-2" — как единственном значимом трубопроводном проекте — и экспансии на европейские рынки уже через собственные возможности производства не трубопроводного газа, а СПГ. С точки зрения роста прямых продаж это куда более перспективно.
Даже построенный по территории РФ "береговой участок" с Ямала до Ленинградской области не пропадет. На полученные европейские компенсации (именно эта выплата, говорят, сильно смущает фрау Меркель) в виде миллиардов — по близкой схеме, если помните, с французскими компенсациями за непоставку вертолетоносцев "Мистраль" — рядом с уже строящимся ПАО "Газпром" и АО "РусГазДобыча" крупным комплексом по переработке этансодержащего газа и производству сжиженного природного газа в районе города Усть-Луги можно будет, к примеру, построить еще что-то подобное с увеличением мощностей по производству СПГ.
И его, этот газ, не пошедший в "заблокированный" Nord Stream 2 и превратившийся в СПГ, потом вынужденно купят те же самые немцы, только куда дороже. Просто другого-то газа как минимум в ближайшие годы, а то и вообще, на европейских рынках, не предвидится, учитывая катастрофическое падение сланцевой добычи в США и фактический отказ от возведения колоссальных мощностей по производству СПГ на Восточном побережье, необходимых для массированных поставок на европейские рынки. Ну, и про падение собственной европейской добычи тоже не стоит забывать.
А если рассуждать о реальном положении дел, то говорить о чем-либо конкретном в связи с происходящим пока вообще не стоит: ни о чем таком в Германии на официальном уровне даже разговоры не ведутся, несмотря на бешеную атаку через СМИ. В ситуации с проектом трубопровода речь идет не о немедленном исполнении контрактов, а — и то теоретически — о "возможной упущенной выгоде". Да, понятно, что европейской экономике с учетом сокращения собственной добычи и отказа Германии от угольной и атомной генерации дополнительных объемов газа понадобится много, явно больше даже заявленных 55 млрд кубов в год от Nord Stream 2. Но это разговор о будущем, о среднесрочной исторической перспективе, а не о сегодняшнем дне, что бы патриотические, демократические журналисты или, Господи прости, экономисты об этом ни говорили.
В частности, про насмешившее всех польское предложение своих панских услуг Германии на газовом рынке мы с вами всерьез рассуждать, наверное, не будем: просто потому как люди мы серьезные, и такие вот географические анекдоты нам ни к чему. Хотя, конечно, любопытно, с какого бодуна Польша решила, что она нужна Германии в качестве посредника для покупки не только русского, но еще и норвежского газа. Этого обычным умом не понять.
А на вопрос, каким-таким образом польские 5 млрд кубов могут "заместить" выпадающие 55 млрд кубических метров газпромовского "голубого топлива" из потенциально заблокированного Nord Stream 2, ответить вряд ли сможет даже самый упертый поляк.
А вот для германской стороны, если она самостоятельно откажется от Nord Stream 2, увы, довольно скоро начнутся достаточно неприятные времена. Благодаря "мудрой" энергетической политике своих политических властей Германия уже отказалась от атомной генерации и должна в ближайшие годы окончательно отказаться еще и от генерации угольной. А являющаяся основой основ европейской экономики промышленность северо-западного (германского преимущественно) кластера — машиностроение, электротехника, химия — крайне энергоемка, потому как максимально автоматизирована. И здесь очевидная точка уязвимости: стоит за счет внешних факторов даже не очень серьезно увеличить цену на энергию, как она начнет удорожать продукцию на каждом уровне производства по цепочке. Вплоть до ее явной неконкурентоспособности на глобальных рынках как раз из-за высокой себестоимости. И для этого конкурентам всего-то и надо, что заставить немцев перейти, пусть частично, с трубопроводного газа на куда более дорогой СПГ. Необязательно, кстати, американский, можно и русский, — тут американцам плевать. Главным результатом для них все равно будут не проданные объемы СПГ, а новые заводы, построенные в "ржавом поясе" США. А то, что закроются старые в германском промышленном кластере, так то же "честная конкуренция", только по-американски.
Просто приведу пару оценок от германского бизнеса: так, в частности, председатель Восточного комитета германской экономики (OAOEV) Оливер Хермес полагает, что европейские компании потеряют "миллиарды евро", тысячи людей в Восточной Германии лишатся рабочих мест. И это не считая еще того, что возможный отказ от реализации проекта закончится, по мнению Хермеса, судебными тяжбами, поскольку все разрешения на строительство были получены. А председатель объединения германской газовой отрасли "Будущее. Природный газ" Тимм Келер отметил, что если говорить только о прямых потерях, то "в случае остановки строительства придется списать вложения в размере €8 млрд". Дополнительно придется оплатить расходы в размере €4 млрд на строительство соединительных трубопроводов.
Кроме того, в случае остановки цены на газ в ЕС ощутимо вырастут, поскольку нехватка предложения приведет к повышению стоимости. К каким это приведет последствиям детально, до цифры, считать довольно сложно. Но общую картину можно представить уже прямо сейчас.
Потому-то я так уверен, что на сегодняшний момент времени рисков блокировки завершения строительства "Северного потока-2" просто нет. Иначе это будет первый в истории человечества случай, когда цивилизованное государство наказывает санкциями само себя. Хотя, конечно, в этом зыбком мире уже, наверное, все возможно.