Бывший глава Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что Грузии следует подумать о вступлении в НАТО без Абхазии и Южной Осетии. Тбилиси считает эти два региона своей землей.
Экс-генсек напомнил, что альянс требует от кандидатов в члены отсутствия территориальных конфликтов. Однако учитывая отсутствие у Грузии шансов вернуть себе эти земли в ближайшее время, есть смысл двигаться дальше без них, цитирует его РИА Новости.
"Если Грузия должна стать будущим членом НАТО, вы должны продолжить реформы демократии, бороться против коррупции, обеспечить свободу слова и защиту меньшинства... Я считаю, что вы должны начать дискуссии в связи с тем, будет ли для вас приемлемо стать членом НАТО без Абхазии и Южной Осетии. Это решение за Грузией, после чего о решении надо уведомить НАТО", – сказал Расмуссен.
В то же время лидер парламентского большинства в грузинском парламенте Гия Вольский заявил, что "ни одна политическая сила" не согласится от претензий на мятежные регионы. Он считает, что принятие Грузии в НАТО должно состояться в международно признанных границах.
Южная Осетия и Абхазия стали де-факто независимыми государствами с начала 1990-х годов после отделения от Грузии. С 1992 по 1993 грузинские силы пытались захватить их, однако потерпели поражение - в частности, во время войны в Абхазии сторонники независимости разгромили армию Тбилиси, убили членов прогрузинского правительства республики и перешли в наступление, после чего Грузия была вынуждена просить у России "рекомендовать абхазам остановить наступление".
В 2008 году, после очередной попытки официального Тбилиси захватить республики силовым путем, Россия провела военную операцию по принуждению Грузии к миру и признала независимость Абхазии и Южной Осетии. В мире это решение не вызвало поддержки даже у некоторых традиционных союзников России - в частности, белорусские власти поддержали Тбилиси. О признании ЮО и Абхазии независимыми государствами заявили только Сирия, Венесуэла, Науру и Никарагуа. Вануату и Тувалу первоначально поддержали Россию, однако затем передумали и объявили обе республики частью Грузии.