Статьи

Монополия на истину: 5 секретных катастроф в СССР

Монополия на истину: 5 секретных катастроф в СССР

Трагедия на "Лошарике", которая привела к гибели опытных подводников, стала поводом для препирательств. Некоторые считали, что общественность должна знать не только имена погибших, но и подробности задания, которое выполнял состав. Другие уверены, что даже публикация имен офицеров и рассказы о них излишни. Сергей Харламов убежден, что секреты Родины могут оставаться в безвестности, пока их сокрытие не угрожает простым людям. Он собрал пять историй из советского прошлого, в которых привычка утаивать информацию привела к большим жертвам и проблемам.

Кыштымская трагедия (1957)

Сейчас эта катастрофа заняла свое законное историческое место в череде известнейших техногенных происшествий XX века как первое масштабное радиоактивное загрязнение в СССР. Многие исследователи считают частью катастрофы не только сам взрыв в Озерске (тогда — закрытый военный городок Челябинск-40), но и слив радиоактивных отходов в речку Теча в 1951 году. По современным подсчетам, в зоне поражения тогда оказалось 124 тысячи человек. Было эвакуировано 8 тысяч человек — около 30 деревень.

Радиоактивный выброс в Озерске

Сам взрыв произошел на атомном комбинате "Маяк", производившем и хранившем оружейный плутоний. С первых испытаний в 1948 году прошло всего ничего, поэтому можно говорить о плохой подготовленности научной группы к возможным проблемам. Сотрудникам комбината казалось, что метрового слоя бетона вокруг резервуаров с плутонием хватит в любой ситуации. Бетонная плита, которая закрывала емкости, весила 250 тонн и была присыпана двумя метрами земли.

Две версии случившегося возлагают вину либо на сбой системы охлаждения, либо на ошибку работников, вливших в испаритель вместо нитрата плутония оксалат плутония, что и привело к неуправляемому выбросу энергии. Над территорией Озерска прогремел взрыв, было выброшено 20 миллионов кюри радиоактивных материалов (во время Чернобыльской катастрофы, по скромным подсчетам, — 50 млн Ки).

Буквально за 11 часов радиацией оказалось заражено 23 тысячи квадратных метров территории, ветер разнес облако отходов по длинной дуге из Челябинской области вплоть до деревень в сегодняшнем Ханты-Мансийском автономном округе. Зарубежная пресса узнала о проблемах в апреле 1958 года из копенгагенских газет, сообщивших о скачке радиации на Урале. Советская пресса, а именно "Челябинский рабочий", сообщила о полярном сиянии, утаив от граждан смертельно опасную угрозу, о которой, впрочем, тогда могли и не подозревать.

В прошлое воскресенье вечером многие челябинцы наблюдали особое свечение звездного неба. Это довольно редкое в наших широтах свечение имело все признаки полярного сияния. Интенсивное красное, временами переходящее в слабо-розовое и светло-голубое свечение вначале охватывало значительную часть юго-западной и северо-восточной поверхности небосклона. Около 11 часов его можно было наблюдать в северо-западном направлении. На фоне неба появлялись сравнительно большие окрашенные области и временами спокойные полосы, имевшие на последней стадии сияния меридиональное направление. Изучение природы полярных сияний, начатое еще Ломоносовым, продолжается и в наши дни. В современной науке нашла подтверждение основная мысль Ломоносова, что полярное сияние возникает в верхних слоях атмосферы в результате электрических разрядов. Полярные сияния можно будет наблюдать и в дальнейшем на широтах Южного Урала.

О трагедии узнали только из документального фильма биолога Елены Саканян, созданного в конце 80-х, и из исследований американского биолога Жореса Медведева. Сейчас о ней напоминают кладбища, в каждой деревне в зоне поражения их около 8-10, с захоронениями фактически только онкобольных на протяжении последних 50 лет.

Западные СМИ узнали о трагедии уже в 2000-х, когда в села приехал фотограф Роберт Кнот, запечатлевший быт онкобольных 1/3
Западные СМИ узнали о трагедии уже в 2000-х, когда в села приехал фотограф Роберт Кнот, запечатлевший быт онкобольных 2/3
Западные СМИ узнали о трагедии уже в 2000-х, когда в села приехал фотограф Роберт Кнот, запечатлевший быт онкобольных 3/3

Катастрофа Неделина (1960)

Названа по имени первого главнокомандующего ракетными войсками СССР, маршала артиллерии Митрофана Неделина. Произошла на заре развития космических ракетных войск Советского Союза. С полигона Тюратам в октябре 1960-го (позже назван Байконур) производился тестовый запуск ракеты Р-16. Это было второе испытание модификации, на первом, завершенном всего за 4 дня до описываемых событий, было выявлено множество нарушений, все из которых устранить в такой короткий срок было физически невозможно.

Но Неделин потребовал: 

Что я буду говорить Никите [Хрущеву]? Ракету доработать на старте, страна ждет нас. 

Нужно было успеть к годовщине Великой Октябрьской революции. Советских начальников вновь подвела тяга к памятным датам. Вместо того, чтобы дать время для устранения всех проблем, Неделин дал старт испытаниям, а сам сел в 17 метрах от "нулевой точки", дальше которой даже при штатном запуске находиться было нельзя. Неделин подавал пример бесстрашия и уверенности в успехе своего проекта, но запомнился как беспечный человек.

Момент взрыва Р-16

Из-за совокупности технических и программных ошибок вторая ступень ракеты начала жечь топливо еще на земле, в секунду расплавив баки первой ступени и вызвав мощный взрыв, который снес укрытия. На месте погибло 74 человека, еще четверо скончались в больнице от отравлений испарениями топлива. От Неделина осталась только оплавленная звезда Героя.

Участникам событий, оставшимся в живых, запретили говорить об истинных причинах катастрофы. Сам Королев, зная о ситуации, в советской прессе успокаивал граждан, настаивая на том, что произошел взрыв бензовоза на полигоне. Никак было нельзя, чтобы за рубежом узнали, что у Советского Союза проблемы с ядерными ракетами.

Мемориал памяти с обломками ракеты

Кстати, происшествие расследовала государственная комиссия во главе с Леонидом Брежневым. Но по протекции Королева (хотя он не принимал участие в разработке) оставшихся в живых не наказали. Следующий пуск Р-16 состоялся уже в феврале 1961 года. О подробностях катастрофы граждане узнали уже в 90-х из расследований российских СМИ.

Куреневская трагедия (1961)

В 1952 году Киевский горисполком за подписью Алексея Давыдова принял решение о создании свалки кирпичных отходов в районе Куреневки. Для этого укрепили существовавшую там насыпную дамбу, перекрывавшую водные потоки из Бабьего Яра. Несколько кирпичных заводов провели в озеро свои трубы, по которым сливали отходы производства, — так называемую пульпу, смешанную с водой пыль от производимых кирпичей.

Последствия разрыва дамбы в Киеве

Спустя девять лет дамба не выдержала напора. Ее прорвало, и тяжелая густая смесь пульпы потекла в город. Ситуация походила на сход селя в горной местности, но здесь, прямо в Киеве, никто к таким проблемам готов не был, а кирпичные отходы оказались быстрее, плотнее и тяжелее природной грязи. Высота волны достигала 14 метров, скорость — 5 метров в секунду, она прошла по нескольким улицам города, затопив около 30 гектаров ровным четырехметровым слоем глины.

Пострадали постройки и оказалось разрушено трамвайное депо им. Красина. Но самое страшное было в том, что кирпичная жижа молниеносно твердела, и погребенные под ее слоем мирно шедшие по своим делам горожане уже не смогли выбраться.

Сперва стена потрескалась, потом рухнула и начала надвигаться на меня вместе с ртутными выпрямителями. Я отбежала к противоположной стене, меня чем-то ударило — и вдруг все стихло. У меня был сдавлен живот, грудная клетка. Было множество переломов ног. Но меня завалило стоя, благодаря этому я не захлебнулась. Четыре часа меня откапывали. Когда протянули руку, я вцепилась в нее и не отпустила, — вспоминала Римма Бузиновская, сотрудница затопленного депо.

По официальным данным, рассекреченным спустя 20 лет, погибло около 150 человек. Точное число жертв установить было невозможно, потому что грязевой поток перепахал Копыловское кладбище. В следующие месяцы люди постоянно находили в районе катастрофы человеческие останки.

Причины аварии — в плохой проектировке гидроотвала дамбы и большом количестве осадков, выпавших предшествовавшей катастрофе зимой. Осуждено шесть человек — члены траста, проектировавшего дамбу. В день катастрофы государственные СМИ не сообщили ни о каких происшествиях, а людей хоронили на разных кладбищах, указывая разные годы смерти.

Разрушения в Куреневке 1/3
Разрушения в Куреневке 2/3
Разрушения в Куреневке 3/3

Зачем нужно было скрывать данные о катастрофе и подменять даты смерти? До сих пор нет ответа на эти вопросы. Однако известно, что председатель киевского исполкома Алексей Давыдов покончил с собой через два года после трагедии. Украинские СМИ считают, что причиной его смерти стали разборки Давыдова с КГБ, которое пыталось подвести градоначальника под суд за трагедию, чтобы сместить. Катастрофа превратилась в разменную монету в политической игре.

Эпидемия сибирской язвы в Свердловске (1979)

40 лет назад, в апреле 1979 года, под Свердловском в военном городке Свердловск-19 произошел выброс биологически опасных веществ. В результате заразился скот и проживающие близ Свердловска люди. В течение трех недель в больницы ежедневно поступали и тут же умирали 5-6 человек с диагнозом "сибирская язва". За все время эпидемии погибло 64 человека, разрушилось скотоводческое хозяйство.

Свердловск-19

Можно было бы поверить официальной версии естественного заражения скота, если бы не выраженная локальность происшествия, плотность заражения и большое количество жертв. Вспышки сибирской язвы бывали и ранее на протяжении всего XX века, но никогда не приводили к такому количеству жертв. По неофициальным данным, их число близится к сотне.

В Свердловске-19 находился НИИ микробиологии в ведомстве Министерства обороны СССР. Первые смерти произошли именно среди военного состава НИИ, первым погибшим считается офицер Ф.Д. Николаев, работник центра. Штамм вируса был легочным, что опровергает официальную версию. Вирус распылили в атмосфере.

Направление распространения вируса

Катастрофа обрастала слухами: якобы среди погибших были в основном мужчины призывного возраста, а женщин погибло меньше. Возможно, такая статистика объясняется большим количеством мужчин, работавших на предприятии. Сам выброс произошел якобы из-за ошибки оператора, пустившего газ в экспериментальной комнате с опущенными фильтрами.

Советское правительство не могло разглашать причины вспышки. В 1972 году СССР подписал конвенцию о запрещении производства биологического оружия массового поражения. Если бы искусственный характер причин подтвердился, это означало бы международный скандал. Сокрытие трагедии не помешало США узнать о случившемся и увеличить финансирование своих секретных программ по разработке биологического оружия в 5 раз.

Обрушение эскалатора в московском метро (1982)

Авиамоторная в начале 1980-х

В феврале 1982 года на станции "Авиамоторная" произошло одно из самых трагичных ЧП за всю историю метро. Был уже вечер, и дежурный у эскалатора включил резервный путь, чтобы распределить людские потоки. Спустя полчаса тележки лестницы ушли из-под ног ехавших наверх москвичей, и сотни человек покатились вниз.

Образовалась давка, никто не понимал, что делать, другие не видели происходящего и продолжали напирать. Погибло 8 человек, 30 получили серьезные увечья. Причина оказалась в некорректной работе новой тормозной системы. Сотрудники метрополитена при ее использовании руководствовались старыми инструкциями, в результате система проработала в аварийном режиме несколько недель подряд. Механизмы не выдержали. Человеческая масса людей общим весом 12 тонн обрушила лестницу.

Жуткое происшествие видели сотни людей. Многие ехавшие рядом по другим эскалаторам в панике задавили людей и на исправных путях. О ситуации сообщила лишь одна газета "Вечерняя Москва" парой строчек:

Заметка "Вечерней Москвы"

В результате по городу поползли слухи, что сотни людей "погибли в жерновах двигателей эскалаторов". Этому способствовал красный цвет мрамора на "Авиамоторной". Автор книг о метро  Матвей Гречко отмечал:

Понимая, что с пористого мрамора любые загрязнения удаляются довольно трудно, и напрочь забыв, что полстанции выглядело точно так же, как и год назад, москвичи посчитали эти "кровавые пятна" доказательством правдивости самых жутких сплетен. Многие, не желая ходить по крови, стали избегать странной станции, и "Авиамоторная" надолго стала пустынной и безлюдной.

Люди уже неоднократно жаловались на изношенные механизмы эскалаторов и боялись пользоваться метро, что привело к транспортному коллапсу. Никаких дублирующих наземных маршрутов для подобных ситуаций предусмотреть не могли, и на два месяца район "Авиамоторной" погрузился в хаос. Но даже после девятимесячного расследования в СМИ не вышли объясняющие заметки, горожане остались в неведении. Была ли в секретности необходимость?