Основные мотивы, по которым зарубежные, особенно европейские, компании продолжают работать в России, связаны с размером российского рынка, его перспективами и стабильным развитием. Об этом свидетельствуют выводы исследования Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), опубликованные РБК.
Согласно исследованию, бизнес-климат в России, по оценке АЕБ, достиг 127 баллов из 200 возможных, повторив уровень прошлого года. В лучшие годы индекс доходил до 159 баллов (2012 год), однако в 2022 году он резко снизился до 80 баллов.
По данным АЕБ, европейские фирмы смогли приспособиться к новым экономическим реалиям: бизнес перешел к стабильной работе, адаптировал модели ведения деятельности, выстроил новые логистические цепочки и научился действовать в условиях ограничений. Руководитель АЕБ Тадзио Шиллинг отметил, что 67% компаний не собираются уходить с российского рынка, что почти соответствует показателю прошлого года.
В числе ключевых причин присутствия на российском рынке топ-менеджеры отмечают квалификацию кадров, доступные цены на сырье, государственную поддержку, относительно низкие зарплаты, умеренный уровень конкуренции и привлекательные условия для экспорта продукции из России.
Оценка краткосрочных перспектив экономики РФ у иностранных компаний снизилась, при этом среднесрочные и долгосрочные ожидания, напротив, стали оптимистичнее. Если о росте экономики в течение ближайших двух лет говорят только половина респондентов (годом ранее — 64%), то в горизонте трех-пяти лет рост предсказывают уже 65% компаний, а в долгосрочной перспективе (шесть—десять лет) позитивных ожиданий придерживаются 82% опрошенных.
Основными сложностями для ведения бизнеса в России иностранные компании называют санкционные ограничения и ответные действия России, а также геополитическую неопределенность. Большинство участников опроса (87%) в той или иной степени ощутили влияние санкций, особенно в банковском секторе, при экспортно-импортных операциях, замораживании валютных активов, отключении от SWIFT, ограничениях в транспорте и использовании программного обеспечения.
В исследовании, проводимом АЕБ ежегодно с 2011 года, приняли участие топ-менеджеры компаний из России, Германии, Швейцарии, США, Франции, Нидерландов, Великобритании, Италии и других стран. Ассоциация объединяет более 380 компаний из государств ЕС, стран EFTA и ряда других, а очередной опрос прошёл весной этого года в формате онлайн-интервью с участием 100 представителей компаний-членов организации (РБК).