В России сократилось производство авиатехники и оборудования для нее. По данным Росстата, это сокращение стало самым крупным в промышленности (в первом квартале года – на 42,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого). При этом в мае стало известно об увеличении заказа на Су-57. Вместо 16 поставят 76 истребителей. Сергей Иванов анализирует ситуацию с заказами техники и рассказывает, что происходит с нашими истребителями пятого поколения.
Последние десять лет военные авиационные и вертолетные заводы России бодро рапортовали о десятках произведенных и поставленных машин и росте темпов производства, но в последние годы количество выпущенной авиатехники начинает существенно сокращаться. У такого положения вещей есть свои причины.
Все 90-е годы и начало 2000-х закупка нового вооружения в российскую армию шла черепашьими темпами, во многих случаях это была просто достройка начатого еще в СССР. В то же время уже готовая и находящаяся в эксплуатации техника зачастую обслуживалась недостаточно и некачественно — тем не менее у нее был и оставался огромный военный потенциал, пусть и все время снижающийся.
В середине нулевых годов стало очевидно, что авиапарк критически устарел и морально, и физически и что без его обновления ловить на внешнеполитическом поприще будет уже нечего. В результате была запущена масштабная программа перевооружения, которая на сегодняшний день почти полностью выполнена и должна завершиться в ближайшие годы. В войска были поставлены сотни новых самолетов и вертолетов, предприятия были обеспечены заказами на годы. И сейчас, когда программа заканчивается, на этих предприятиях намечается серьезный спад выпуска продукции, так как новых крупных контрактов пока что нет.
И вряд ли стоит ожидать их от государства. Срок службы современной военной авиационной техники составляет несколько десятилетий, в ходе которых технику можно модернизировать (путем замены оборудования и систем вооружения), не трогая при этом планер, ресурс которого исчисляется тысячами летных часов. За последние десять лет авиапарк был обновлен, и ожидается, что поставленная техника будет служить как минимум до 2030-х, а то и до 2040-х годов.
При этом, без сомнения, эта техника будет обслуживаться и ремонтироваться на заводах-изготовителях или с их помощью будут поставляться запчасти и расходники. Полная стоимость жизненного цикла изделия в авиации может быть сопоставимой с производством нового самолета.
Экспортные контракты также имеют ограниченный потенциал. Крупнейшие военные державы (включая Россию) стараются максимально локализовать производство у себя или разрабатывают свое оружие — так поступают в Китае, Индии и, разумеется, в США. Практические все крупные контракты с Индией и Китаем подразумевают частичную локализацию и передачу технологий — на других условиях эти страны обычно отказываются работать, по этим вопросам зачастую не удается нормально договориться.
Значительная часть других развитых государств закупает оружие у Штатов, и на этот рынок просто так не влезешь просто потому, что работают там совсем не рыночные законы. Пример Турции, которая хочет закупить российские системы ПВО С-400, весьма показателен: США оказывают экономическое и политическое давление, угрожают санкциями и односторонними разрывами контрактов по другим программам, идут на шантаж. И пока неизвестно, поддастся ли Турция этому откровенному наезду со стороны партнера по НАТО.
Небольшие страны обычно закупают технику в малых объемах, поэтому говорить о серьезной долговременной загрузке предприятий благодаря одному такому контракту не приходится.
С другой стороны, в мае Владимир Путин заявил, что в ВКС РФ до 2028 года будет закуплено 76 истребителей пятого поколения Су-57. Речь пока не о твердом контракте, а о намерениях, но высказаны они на самом высоком уровне. В любом случае, это скорее исключение, чем правило: речь идет о новейшей технике, существенно превосходящей остальные российские боевые самолеты.
Су-57 сделан с масштабным применением технологий снижения заметности в радиодиапазоне и внутренними отсеками вооружения, которые сохраняют аэродинамические характеристики, и, главное, незаметность самолета с боевой нагрузкой. При необходимости под консолями крыла могут быть установлены пилоны с подвесным вооружением, но в таком случае рост боевой нагрузки произойдет за счет утраты малозаметности.
Самолет оборудован самыми совершенными на сегодняшний день серийными российскими двигателями АЛ-41Ф1, которые по своим удельным характеристикам существенно превосходят двигатели четвертого поколения (такие как АЛ-31 на Су-27 или Pratt & Whitney F100, устанавливаемые на F-15 и F-16). На данный момент ведутся испытания и подготовка производства двигателя "Изделие 30", который должен стать самым совершенным российским двигателем для боевой авиации. Вполне возможно, он может оказаться лучшим военным двигателем в мире. Установка "Изделия 30" позволит Су-57 значительно увеличить тяговооруженность и динамические характеристики, при этом снизив расход топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме полета — одной из важнейших характеристик истребителей пятого поколения.
Что может быть причиной столь резкого роста заинтересованности в новейших самолетах? Заявленное снижение стоимости на 20% вряд ли само по себе привело бы к росту заказов в 5 раз, более того, есть основания предполагать, что это снижение стоимости скорее будет следствием большого заказа, ведь с ростом числа серийных машин их стоимость снижается из-за налаженного производства.
Причин может быть несколько. Первая — это очевидное укрепление военных позиций России на Ближнем Востоке. Также есть амбиции по размещению баз и контингента на территории других стран. Впервые за долгие годы Россия размещает там крупный военный контингент и авиабазу, на которой будет иметься несколько десятков самолетов. Это значит, что их надо будет откуда-то взять.
Второй причиной может быть результат анализа применения самолетов пятого поколения в бою и в симуляциях боевых действий. Су-57 прошли "крещение боем", выполняя задачи в Сирии. Самолеты F-22 и F-35 тоже были использованы для нанесения ударов по целям на территории Сирии, и очевидно, что число стран, на вооружении которых будут новейшие самолеты, будет только увеличиваться. Россия, на данный момент располагающая вторым по количественному и качественному составу военным авиапарком (после США), рискует утратить качественное превосходство в технике над другими государствами, если не будет закупать самолеты пятого поколения.
Третьей причиной является вопрос престижа государства. Су-57 разрабатывается уже полтора десятилетия, его с гордостью показывают на выставках, в то время как планы серийного производства все время время сдвигались на будущее, в том числе из-за непредвиденных задержек самой программы.
Современный истребитель — это многоцелевой инструмент, предназначенный как для завоевания господства в воздухе, так и для нанесения ударов по земле. В отличие от систем ПВО, которые являются прежде всего оборонительным оружием, подобные многоцелевые самолеты имеют огромный наступательный потенциал. Высокий интерес к ним говорит о росте амбиций России в военно-политическом отношении и стремлении укрепить свои позиции не только на границах страны, но и на дальних рубежах.