Политика

Страны ЕС готовят масштабную операцию по захвату российского "теневого флота"

Страны ЕС готовят масштабную операцию по захвату российского "теневого флота"
Фото visualstateofmind | Unsplash

Страны Европейского союза, имеющие доступ к Балтийскому морю, рассматривают возможность введения юридических мер для массового задержания судов, которые, по их мнению, входят в так называемый российский "теневой флот". Об этом сообщает газета Politico со ссылкой на представителей европейских чиновников и дипломатов.

По данным издания, новое законодательство может быть направлено на задержание танкеров за предполагаемый ущерб окружающей среде или повреждение подводных кабелей и другой критически важной инфраструктуры. В этих случаях такие действия будут оправдываться как часть "борьбы с пиратством". Литва и Эстония предлагают дополнительно создать "белый список" надежных морских страховщиков. Если судно окажется застраховано компанией, не входящей в этот список, это станет основанием для его задержания.

Министр иностранных дел Эстонии Маргус Цахкна заявил, что ЕС имеет достаточно возможностей для более решительных действий, чем использование сложных международных конвенций. В свою очередь, министр обороны Литвы Довиле Шакалене назвала задержание судов оправданным шагом, подчеркнув, что суда, находящиеся под санкциями, не должны свободно передвигаться по морю. Министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас отметил, что эти меры помогут достичь целей, которых невозможно добиться в рамках санкционного режима. Однако для реализации таких планов странам ЕС, по их собственному признанию, может потребоваться поддержка НАТО.

Эксперты, опрошенные Politico, обращают внимание на риски такого подхода. Захват судов, связанных с Россией, нарушит нормы международного права, может привести к политической эскалации и потребует значительных финансовых затрат. Юрист Айзек Херст из International Maritime Group заявил, что подобные действия, скорее всего, будут оспорены, и страны столкнутся с многомиллионными расходами на судебные разбирательства. Кроме того, такие шаги могут привести к политической нестабильности.

С 2022 года Евросоюз в рамках санкций ввел ограничения в отношении 79 нефтяных танкеров, которые могут быть связаны с Россией. В Кремле отмечали, что российские маршруты экспорта энергоносителей сложно заблокировать санкциями, так как для них всегда находятся альтернативные пути.