Публицист Наталья Будур в статье для МК утверждает, что советский период нанес значительный ущерб русской культуре, заметно размыв ее границы. В своем анализе она противопоставляет подходы Владимира Ленина и Иосифа Сталина к русскому народу, характеризуя их позиции как "прямо противоположные".
По мнению автора, Ленин проявлял откровенную русофобию, что подтверждается его высказываниями о необходимости ограничить права "великой" нации для компенсации исторических несправедливостей по отношению к малым народам. В качестве доказательства Будур приводит цитату из ленинской работы "Об автономизации" от 30 декабря 1922 года, где он критикует "истинно русского держиморду" и призывает к такому неравенству, которое возместило бы угнетение со стороны большой нации. Автор отмечает, что это привело к ущемлению русских в правах: у них не было собственной Академии наук и коммунистической партии РСФСР. Сталин же, напротив, высоко ценил русский народ, называя его "основной национальностью мира" и "талантливейшей нацией", хотя при этом жестоко обращался с малыми народами.
Согласно анализу публициста, русский народ получил звание "великого брата" в СССР, но при этом стремительно утрачивал собственную культуру. Малые народы сохраняли свои традиции более успешно, в то время как русская культура, связанная с языческими верованиями и православием, подверглась серьезным ограничениям. Будур приводит пример отсутствия традиционных русских свадеб в национальных костюмах, тогда как в других республиках подобные традиции сохранялись.
Автор подчеркивает, что русская культура была разделена на зарубежную и советскую, при этом значительное количество памятников русской истории и культуры было уничтожено. Приводятся данные о разрушении 426 храмов из 846 действующих в дореволюционной Москве и закрытии еще 340. Будур отмечает продажу культурных ценностей за границу в 1920-е годы и ограничение участия интеллигенции в общественных процессах.
В результате проводимой политики советского человека во всем мире стали отождествлять с русским, что привело к "обезличиванию" русской культуры. Публицист считает, что распад СССР стал отправной точкой для болезненного возвращения русского народа к культурным истокам, и призывает к восстановлению традиционного культурного кода как жизненной необходимости для понимания собственного исторического наследия.