Донецкая и Луганская народные республики (ДНР и ЛНР) обратились в Совет Безопасности ООН с призывом учредить международный трибунал для расследования военных преступлений, совершенных в ходе карательной операции Киева в Донбассе. Юрист Илья Ремесло поясняет, как создаются подобные трибуналов, что за дела они рассматривают и какие перспективы имеет обращение властей Донбасса.
Что представляет собой международный трибунал? Это международный суд, в отличие от других судов не действующий на постоянной основе, т.е. временный суд с заранее обозначенной подсудностью дел на определенной территории (ad hoc). Суд предназначен для рассмотрения дел над физическими лицами и государствами по обвинению в совершении международных преступлений.
Исходя из сложившейся практики, трибунал создает Совет Безопасности ООН. Следует отметить, что Устав ООН и иные нормы международного права прямо не предусматривают права Совбеза ООН создавать трибуналы, на что неоднократно обращали внимание юристы. Однако, международные трибуналы были де-факто легализованы с согласия всего международного сообщества, руководствуясь международным обычаем как источником права.
История знает несколько примеров международных трибуналов: Нюрнбергский международный военный трибунал, трибунал по бывшей Югославии, трибунал по Руанде. Они уполномочены рассматривать преступления против мира, преступления против человечности, геноцид и другие жестокости в отношении гражданского населения.
Действия, которые следует квалифицировать именно таким образом, мы регулярно наблюдаем на территории Донецкой и Луганской народных республик. Многочисленные обстрелы мирного населения Донецка и Луганска, приведшие к массовым жертвам и разрушениям. К этой же категории относится трагедия в Одессе, которая так и не получила должной международной оценки.
1 июня Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ) опубликовало данные, согласно которым не менее 6417 человек погибли и 15 тыс. 962 получили ранения в результате конфликта на востоке Украины с середины апреля прошлого года и по 30 мая нынешнего. Отмечается, что речь идет о "консервативных оценках, и реальное число погибших и раненых может быть значительно выше".
Подготовившая доклад мониторинговая миссия ООН собрала многочисленные свидетельства серьезных нарушений прав человека, включая обстрелы населенных пунктов, казни, произвольные и незаконные задержания, плохое обращение и лишение социально-экономических прав.
По сути, в совокупности многие действия украинских властей следует квалифицировать как геноцид. Ранее Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении министра обороны Украины Валерия Гелетея, начальника Генштаба вооруженных сил Украины Виктора Муженко, которые подозреваются в организации массовых убийств, применении запрещенных средств и методов ведения войны и геноциде.
Само понятие геноцида появилось в международном законодательстве в 1948 году, когда была принята Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него. В соответствии со статьей 2 Конвенции, геноцидом признаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить полностью или частично какую-либо национальную или этническую группу, включая:
а) убийство членов такой группы;
b) причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение.
Статья 6 Конвенции гласит: "Лица, обвиняемые в совершении геноцида или других перечисленных в статье III деянии, должны быть судимы компетентным судом того государства, на территории которого было совершено это деяние, или таким международным уголовным судом, который может иметь юрисдикцию в отношении сторон настоящей Конвенции, признавших юрисдикцию такого суда".
Следует отметить, что украинские власти делают все, чтобы избежать возмездия за свои преступления. Ни о каких судах на территории Украины они не хотят слышать. Украина официально приостановила действие Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, приняв специальный Указ Президента Украины № 875/2014 "О решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 4 ноября 2014 "О неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в Донецкой и Луганской областях".
Пункт 7 данного Указа гласит, что МИД Украины направит Генеральному Секретарю Совета Европы уведомление "о принятии Украиной на отдельных территориях в районе проведения антитеррористической операции в Донецкой и Луганской областях в связи с имеющейся общественной опасностью, которая угрожает жизни нации, мер, отступающих от обязательств Украины по Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод".
Все это делается в противоречии со ст. 15 Конвенции, где сказано что отказ от соблюдения положений конвенции допускается лишь в исключительных случаях (например, война – однако на территории Украины до сих пор не введено военное положение). Это сделано ради того, чтобы избежать подсудности ряда международных судов, в первую очередь – Европейского суда по правам человека, куда уже поданы десятки тысяч жалоб жителей Донбасса, пострадавших от беззакония украинских властей.
Невозможно и рассмотрение дела в Международном уголовном суде, так как ни Украина, ни ДНР и ЛНР не являются участниками Римской конвенции, которая учредила Международный уголовный суд.
В такой ситуации идея создания международного трибунала Совбезом ООН – единственно законное решение. Но согласятся ли на создание такого трибунала другие члены Совбеза ООН - западные «партнеры», упорно «не замечающие» преступлений украинских властей? Отказ в создании трибунала при наличии многочисленных доказательств вины Украины в совершении тяжких преступлений в очередной раз продемонстрирует, что высокие стандарты в области прав человека применяются Западом весьма избирательно .