8 декабря исполнился 21 год с возникновения Союзного государства России и Белоруссии. Сергей Кузнецов напоминает о том, чего мы добились за эти годы и к чему должны стремиться впредь.
С чего мы начинали
Союзное государство возникло не сразу. В 1996 году мы стали Сообществом, в 1997-м – Союзом, в 1998-м обозначили цель создания Союзного государства, а в 2000 году придали этой цели статус закона. Такое сближение было бы невозможно при прежнем руководстве Белоруссии, но в 1994 году граждане братской страны сделали выбор в пользу Александра Лукашенко, а тем самым и сближения с Россией.
Договор "О создании Союзного государства" был, как сейчас говорят, "дорожной картой" дальнейшего сближения, базирующегося на принципах суверенного равенства участников, а также "добровольности, добросовестного выполнения ими взаимных обязательств". Напомню основные составляющие договора:
- введение единой денежной единицы;
- объединение энергетических и транспортных систем;
- создание единого таможенного и экономического пространства;
- углубление взаимодействия в гуманитарной области, в сферах внешней политики, обороны и безопасности.
Сейчас мы можем уверенно сказать, что все, кроме первого пункта, выполнено. Валютный вопрос же настолько щекотлив, что Россия не сочла возможным настаивать на буквальном выполнении этого пункта. Зато у нас есть тесное взаимодействие в военной сфере, во внешней политике, безопасности и борьбы с преступностью.
Общая жизнь
Между тем с точки зрения рядового жителя России или Белоруссии единое государство уже существует. Мы свободно пересекаем границы (особые условия карантина не в счет) не то что по внутренним паспортам, но порой и без предъявления оных. Мы можем находиться на территории друг друга до 90 дней без дополнительных регистраций – это соответствует и внутренним правилам стран. Мы вправе без ограничений устраиваться на работу друг у друга, и этот стаж будет учтен в расчете пенсии. С 1 ноября 2020 года начата подготовка к отмене роуминга – уже действует тестовая система тарификации, сокращающая стоимость звонков. Много сделано и в политике с экономикой.
У Союзного государства есть бюджет, пока что скромный – как у небольшого российского областного центра. Есть Высший государственный совет, который попеременно возглавляют главы РБ и РФ, есть ряд постоянно действующих органов власти. Создана совместная региональная группировка войск, реализуются общие военные и космические проекты. Яркая иллюстрация экономической интеграции – запуск Белорусской АЭС, построенной при активнейшем участии российских специалистов.
Россия является главным внешнеэкономическим партнером Белоруссии – половина белорусских экспортеров работает для российского рынка. Доля Белоруссии в российской торговле в силу разницы масштабов, конечно, скромнее, но все же куда существеннее, чем в отношениях с любой другой страной с подобным количеством жителей и объемом ВВП. Кроме того, Россия поставляет в Белоруссию энергоресурсы на льготных условиях и регулярно кредитует белорусскую экономику.
Нечего и говорить о культурном сотрудничестве – у наших стран единое культурное пространство, при этом белорусскоязычное творчество также вызывает отклик в России. Совместные театральные, музейные, туристические проекты – обычное дело, повседневная работа.
В Союзном государстве действуют совместные медицинские программы лечения и оздоровления детей из районов, пострадавших от катастрофы на Чернобыльсокой АЭС, а также санаторно-курортного-лечения ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны.
Таким образом, Россия и Белоруссия сегодня намного ближе друг к другу, чем, скажем, Германия с Францией или другие крупные страны Евросоюза.
Все ближе и ближе?
Сейчас у Союзного государства критический возраст – 21 год, полное совершеннолетие по законам всех стран мира. И именно сейчас в Белоруссии происходят серьезные политико-идеологические сдвиги, готовится новая редакция Конституции, определяется дальнейший путь страны. Антироссийским он в любом случае не будет – либо страны продолжат сближение, либо оставят взаимоотношения на нынешнем уровне.