Новый "Терминатор: Темные судьбы", вышедший на экраны 31 октября, не оправдал ожиданий создателей. Хотя картина стала прямым продолжением культового фильма 1991 года (создатели проигнорировали предыдущие части). Но постаревшие Шварценеггер и Линда Хэмилтон (Сара Коннор) не привлекли зрителей, и в первые выходные фильм собрал по миру всего 120 миллионов долларов (при бюджете 185). Платон Беседин — о том, чем плоха эта лента и какие тренды отражает.
"Терминатор: темные судьбы" стал выставкой всех тех бед, которыми страдает современное кино. Состав у ленты весьма достойный. Как актерский (здесь есть Арнольд Шварценеггер и Линда Хэмилтон), так и режиссерско-продюсерский — Тим Миллер и Джеймс Кэмерон. При таком кастинге можно попытаться собрать нечто солидное. Они и попытались, миновав предыдущие шлаковые части и обратившись непосредственно к "Терминатору-2", но не вышло. Хотя, надо признать, все это смотрится не так скорбно, как предыдущая часть "Генезис".
Первое, на что обращаешь внимание, — битва в Голливуде разверзлась серьезная. Раньше фабрика грез идеологически бомбила другие государства, поставляя американскую мечту на экспорт с одной простой, но весьма эффективной установкой: "Рай возможен только в Америке. А если тебя нет в Америке, то сделай Америку у себя". Под последним вариантом, ясное дело, подразумевалось нечто вроде колонии. Теперь же побоище идет между консерваторами и либералами непосредственно на фабрике грез. С одной стороны, мы видим более чем консервативные ленты "К звездам" и "Однажды в… Голливуде", например. С другой, либеральный истеблишмент вовсю атакует и телевизионно, и кинематографически.
После просмотра последнего "Терминатора" возникает ощущение, будто вся эта эффектная картинка нужна была лишь для того, чтобы запихнуть в нее максимальное число заскорузлых штампов, отражающих "общечеловеческие ценности". Да прибудет с тобой сила толерантности, Джон Коннор!
Впрочем, отныне нет никакого Джона. Его все-таки ликвидировал Т-800 в гавайском баре, после чего ушел на покой. Почему? Да потому, что Джон Коннор — белый мужчина. Двойная ошибка! Белый, еще и мужчина. Теперь будущее мира зависит исключительно от женщин. В новом "Терминаторе" всех и вся спасают именно женщины. Сара Коннор — раз. Грейс, присланная из будущего (робочеловек), — два. Тренд давний. Достаточно вспомнить попкорн-оду феминизму "Капитан Марвел".
Но быть женщиной мало. Важно быть не белой женщиной. Поэтому будущее теперь зависит не от Джона Коннора, а от мексиканки Дани. Ее играет колумбийка Рейес, малоизвестная и посредственная. Мексиканские спасители мира — это, конечно, прямой привет Дональду Трампу. Причем посланный настолько явно и борзо, что, право, неловко. Одна сцена с пересечением мексиканско-американской границы чего стоит.
Главного злодея, кстати, тоже играет латинос. По задумке его герой — супертерминатор — весьма крут. Он есть прямая отсылка к жидкому терминатору из легендарной второй части — тому, которого играл Роберт Патрик. Он, надо сказать, сам не слишком походил на машину для убийств — органичнее актер смотрелся в роли тренера-пришельца из "Факультета". Но вот жидкий терминатор из новой ленты совсем уж жалок. Настолько, что его хочется накормить и потому крикнуть: да грохни ты уже кого-нибудь, успокойся.
Неудивительно, что фильм оживает — глаз отрывается от айфона — когда на экране появляется Железный Арни. Мы видим старую школу. Тут тебе и монументальность, и фактура, и харизма, и квазиюмор (ход со шторами — расцветка, Карл! — весьма неплох). И да, радуешься встрече с Арни.
Но для чего тогда все остальное? Понятно, что изначально хотели срубить бабла на Шварценеггере, пока он еще не отошел в мир иной от сердечных хворей. Однако можно было сделать это более изящно. Ужас ведь в том, что за 28 лет, прошедших с выхода "Судного дня", эксплуататоры саги так ничего лучше и не придумали. Вообще ничего! Старые и потрепанные Шварценеггер и Хэмилтон дают фору всем остальным. И дело не в ностальгии, нет. Я смотрел фильм с 10-летним пацаном, который не видел "Судного дня". Так вот, он восхищался именно двумя этими героями. Современных типажей нет, актеров нет. Кто там бросит вызов Бонду Шона Коннери?
Та же беда с идеями. Моветон уже, наверное, повторять из раза в раз, что шоу-бизнес, искусство, культура превратились в конвейер по воспроизводству, в фабрику ремейков. Берут старое и переделывают. Ремейк на ремейке и ремейком погоняет. Причем сделанное после двух первых частей, как правило, объявляется негодным — так было и с "Терминатором", и с тем же "Хэллоуином".
Впечатление такое, вспоминая Пелевина, что творцы ушли, а остались лишь криэйторы, потому свежих ходов не стоит ждать в принципе. Остается только снова и снова пережевывать старое. И это касается всех сфер. При этом просто переделать с новыми лицами не получается — лица эти слишком тусклы. Вот и приходится подтягивать старую гвардию. Повторюсь, дело здесь не только и не столько в ностальгии.
Впрочем, кого это волнует? Народ идет в кинотеатры. Так же, как идет на "Мстителей" или любой другой трэш. И трэш этот предельно фальшив и мелок. Нет идей, нет героев, есть только когда-то давно кем-то созданное, из него нужно высосать последние соки. Они научились делать взрывы и сбивать самолеты, но разучились придумывать живые истории и отыгрывать любовь. Станиславский не просто кричит "не верю!", он предельно охреневает.
Подобное, на самом деле, происходит не только в кино и культуре — во всех сферах. Святая вера в прогресс, в инновации, в роботизацию убедила сотни миллионов людей в том, что они стучатся в двери нового дивного мира. Однако сие есть ложь. Мы ровно там, где нас выкинули, и запас, с коим нас оставили, уменьшается. Да, у нас есть мощные гаджеты и классные спецэффекты, но у нас нет идей, куда двигаться дальше, а главное, среди нас нет героев, которые могли бы повести остальных за собой.
Или кто-то всерьез полагает, что этот хлипкий мексикашка способен размазать старину Арни? Старикам здесь не место, да, — так повторяют все время, но тогда для чего вы тянете их снова и снова. Не потому ли, что слишком слабы и ленивы.