Очередная горячая фаза конфликта Армении и Азербайджана из-за Карабаха длится уже больше недели. Точную картину происходящего описать сложно: стороны "вбрасывают" в СМИ противоречащие друг другу сообщения. Война идет не только за территории, но и за симпатии. Каждая страна пытается убедить людей в своей силе и скорой победе. Боевые действия периодически возобновляются в регионе с 90-х, но на этот раз в конфликт вмешалась Турция. Эрдоган целиком и полностью на стороне Азербайджана: открыто поддерживает боевые действия "до конца" и обещает всяческую помощь. В России призывают дать зарвавшемуся Эрдогану отпор. Но Дмитрий Лекух советует не торопиться с выводами и решениями. Все только начинается, и в конфликте на самом деле больше игроков, чем кажется.
О происходящем в Нагорном Карабахе очень сложно сейчас не то чтобы писать, тяжело даже просто думать отстраненно, особенно с точки зрения "большой торговой игры". Там сейчас гремят реальные взрывы. И ежедневно гибнут совсем молодые, здоровые мальчишки — и если б только они.
Тем не менее делать это необходимо, потому как, не разобравшись с этим накопившимся узлом проблем, его можно будет только разрубить, а это будет стоить еще даже большей крови, чем льется сейчас. Тут надо помнить: это все же Кавказ. Тут кровь льется необычайно легко, а память об этом необычайно долгая. Но давайте все же попробуем порассуждать на холодную голову. К тому же, извините за некоторый цинизм, на сегодняшний момент времени это пока что еще не наша война.
А ничто так не отрезвляет и не охлаждает человеческие головы, как некоторые соображения о деньгах. И о методах их добычи. Я, признаться, до сих пор не понимаю, почему наши политологи презирают такую простую и, надо отметить, весьма занимательную науку, как география. Если б они ее хоть немного изучали, допустим, тупо раскрашивая школьные контурные карты (кто любил, тот поймет), то многие вещи оказались бы им гораздо доступнее. И нам бы тоже было бы намного проще их построения принимать.
Вот скажите, к примеру, что объединяет такие разные территории, как Сирия, Белоруссия, Украина, Киргизия и, разумеется, Азербайджан, который нас в свете всего происходящего особенно интересует? Туда можно еще добавить Казахстан, Афганистан и Ирак. А вот Армению можно сразу же исключить — дальше объясню почему. Мы увидим простую, в общем-то, вещь: все эти страны, точнее их территории, еще и являются (или недавно являлись) ключевыми в реализации китайского проекта возрождения "Великого шелкового пути".
На самом деле Азербайджан, исторически известный как "Страна огней", интересен далеко не только своей нефтедобычей и газоконденсатным месторождением Шах-Дениз. Тут-то как раз есть некоторые вопросы и сомнения: нефтегазовых запасов в Азербайджане пока хватает, чтобы содержать более или менее процветающую, на общем фоне, республику. По их "достаточности" для продолжения развития уже есть вопросы, но не в этом даже дело. Согласитесь, если в мае 2018 года, перед вводом TANAP, было с гордостью объявлено, что мощность добывающей платформы на месторождении Шах-Дениз составила 10,9 млрд кубометров газа в год, то это действительно здорово. Но и о какой-либо конкуренции с возможностями России, США, арабов и даже с возможностями прикрывающегося из-за экологических проблем нидерландского Гронингена речи не идет.
И если рассматривать Азербайджан именно как возможный приз в разворачивающейся сейчас региональной игре, то вся местная нефтегазодобыча не более чем "неплохая прибавка к пенсии", что называется. Базовая ценность территории Азербайджана — исторически сложившийся товарно-логистический хаб.
Во-первых, Азербайджан — это один из ключевых отрезков "южного коридора" того самого "Великого шелкового пути". Более того, с точки зрения одного из ключевых региональных игроков, а именно Турции, участок не только более или менее бесхозный, даже уже почти свой (помните "один народ — два государства"?). И едва ли не единственная возможность данный китайский проект хотя бы каким-то образом оседлать. Потому как из Сирии — конечной, критически важной точки "южного коридора Великого шелкового пути" — их пусть и довольно мягко, но все же попросили удалиться. А Эрдоган совсем не об этом мечтал. Но вот только для такого совсем уж наглого поглощения путем аффилиации, да еще и с такими нервными соседями типа России и Ирана, нужен какой-то конкретный повод. Лучше всего, кто бы спорил, война. Например, с армянами. А почему бы и нет?
И чем более длительной, кровавой и затяжной она будет, тем лучше: сейчас многие констатируют, что блицкрига у Азербайджана не получилось. Ага. Можно подумать, что человек, хотя бы просто где-то когда-то "военкоривший", при такой прекрасной новости не усмехнется: мол, ясен пень. Блицкрига там и не могло получиться. И не настолько наивны турецкие генералы, чтобы им, служивым, этого не понимать. Просто чем тяжелее, с их точки зрения, будет ситуация у самого Азербайджана — а при долгой и кровавой сумятице это, непременно, будет — тем больше вынужден будет Азербайджан "прислоняться" к Турции. Вплоть до полной и/или частичной передачи суверенитета.
А с русскими — с русскими можно будет потом всегда договориться. Ну, по крайней мере, турки так, со всей очевидностью, думают. Русские, это уже выяснено, живут согласно своему национальному эмпирическому принципу "на каждый чих не наздравствуешься". А местный султан и его окружение могут покрасоваться в воинственных позах: "Калибры" с Каспия пока еще по форточкам не летят.
Пашинян русским самим не нравится, а на саму Армению никто и не нападает. Про эту "красную черту" все услышали, самое главное уж совсем формальных поводов не давать: русские то ли терпят, то ли сосредотачиваются — это, в принципе, неважно. Главное "пока порешать", а "договоримся потом". Логика понятная и не такая уж хитрая.
А вот дальше — самое интересное. Дальше начинается Иран. И на этот "фактор" турки пока старательно закрывают глаза, а напрасно.
Тут ведь вот в чем дело: и нашу страну, и персов не очень интересуют азербайджанские нефть и газ. И даже не очень волнует перевалка именно по этому участку "Великого шелкового пути", ибо есть и свои собственные, зачастую конкурентные маршруты. Но! И для России, и для Ирана Азербайджан — ключевая, критическая точка перевалки по иному транспортному коридору, а именно по коридору "Север — Юг", или Мумбаи — Санкт-Петербург, а если быть уж совсем точным — по континентальному маршруту, соединяющему европейский и индийский субконтиненты. Тот же великий торговый путь, только не в китайском, а в индийском варианте и исполнении.
И если уж говорить по-взрослому, то серьезной региональной войны, если она будет, там сейчас стоит ждать именно между персами и турками: традиции друг друга резать у этих стран давние, знают друг друга как облупленных — их этому не надо учить. А сколько Иран вложил денег, стараний и страсти в строительство железнодорожных переходов, соединяющих его железнодорожную сеть с российской, считай евразийской, именно через территорию Азербайджана, — этого аятоллы никаким туркам ни при каких обстоятельствах не простят.
А есть ведь еще и другие игроки. Например, такие, которые с удовольствие взорвали бы на хрен все древние "караванные пути", потому как они исторически контролируют конкурентную сухопутным маршрутам морскую торговлю. Те же Великобритания и США. И которые тоже с удовольствием подхлестнут, да и уже подхлестывают бензинчика в и без того ярко пылающий костер армяно-азербайджанского противостояния. Очень сложный клубок получается. И крайне неприятный: кровь, нефть, деньги, оружие, глобальная логистика.
И многие могут спросить: а почему это автор, рассматривая данный конфликт, все время говорит только об Азербайджане и почти ничего о другой стороне, об Армении? И будут правы: потому что Армения здесь ну совершенно ни при чем.
Взять хотя бы нас, Российскую Федерацию: понятно, что по гуманитарным вопросам, правам человека и прочим духовным ценностям, если потребуется выполнять договорные обязательства по ОДКБ, мы всех там, ясен пень, на хрен разбомбим, а потом помирим. В конце концов, есть сирийский опыт, и что-то подсказывает, что в Сирии было все гораздо сложней. Но если смотреть именно с точки зрения строгой науки экономики и не менее строгой экономической географии, Армения в данной схватке, мягко говоря, — негодный приз и "глубоко дотационный регион". Не приз, а обременение, короче. Провинциальная и никому, кроме особо злопамятных турок, не нужная груда камней где-то далеко в горах. Без полезных ископаемых и даже без выходов к морю. Бедная, каменистая земля, которую только тяжким, почти героическим трудом и соленым крестьянским потом можно превратить в сад — я всегда в этом отношении армянами совершенно искренне восхищался. Но, будем откровенны, кроме этого данная территория экономически, да и географически не интересна ничем. Просто нужен был подходящий повод. А с кем еще, извините, Азербайджану было бы так удобно повоевать?
Но реальный "приз" в этой схватке, в которой мы тоже незримо уже по факту участвуем (хотя бы потому, что считаем Каспий своим внутренним водоемом), все-таки не Степанакерт и даже не Ереван, а Баку. И в Кремле это, вне всякого сомнения, понимают. И в Тегеране тоже.
Да и прочей интересующейся вопросом публике, в том числе, Господи прости, "экспертной", в этом тоже было бы неплохо отдавать себе отчет. Это ведь так просто — посмотреть географическую карту.