Статьи

Ракеты вслед за санкциями: перейдет ли Трамп от экономического давления на Иран к бомбардировкам страны

Ракеты вслед за санкциями: перейдет ли Трамп от экономического давления на Иран к бомбардировкам страны

Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что президент Дональд Трамп намерен сделать из Ирана "нормальную страну". Так он прокомментировал частичное восстановление антииранских санкций, вступившее в силу 6 августа. По его словам, США продолжат соблюдать санкции по отношению к Ирану, пока Тегеран радикально не изменит курс. Между тем в Тегеране уже продемонстрировали решимость идти до конца в новом противостоянии. В Европе также неоднократно давали понять, что не собираются подчиняться диктату Вашингтона и готовы запустить блокировку действия американских санкций. В этих условиях трудно поверить, что Тегеран поддастся давлению, а значит, цели Трампа не будут достигнуты. Что тогда? Война? Этот вариант не один год на полном серьезе обсуждали в Вашингтоне. Дмитрий Родионов – о том, стоит ли опасаться новой большой войны на Ближнем Востоке?

Напомню, в конце июля телеканал ABC News со ссылкой на высокопоставленные источники в правительстве Австралии сообщил, что США уже в августе готовы начать бомбардировку ядерных объектов Тегерана. В Вашингтоне опровергли эту информацию. По словам представителя Белого дома Хогана Гидли, он не может подтвердить сообщения СМИ о том, что Соединенные Штаты готовятся нанести удар по Ирану. Гидли посоветовал журналистам обратиться с данным вопросом в Пентагон. Представитель Белого дома также напомнил, что президент США ранее уже "ясно обозначил свою позицию по Ирану".

Что это? Погоня СМИ за "сенсацией" или реальный сигнал Тегерану?

Вообще-то, есть такой характерный прием американской дипломатии – отмалчиваться по поводу подобных "вбросов". Вернее, не давать однозначного или давать уклончивый ответ. Мы тут ни при чем – обращайтесь в Пентагон, президент свою позицию обозначил. В общем, понимайте, как хотите.

Так обычно происходит, когда мировые СМИ публикуют якобы имевшие место быть слова американского президента. Может, говорил, может – не говорил. Главное, что позицию обозначил ранее. Есть вещи, которые, даже если они были, политики и их официальные представители вслух озвучивать не будут, но информацию донести надо. Так появляются "вбросы" в СМИ какой-то вроде не имеющей отношения к процессу страны, типа Австралии.

Обычно, впрочем, Белый дом вообще никак не комментирует подобные слухи, просто тут очень уж громкое получилось заявление, и отмолчаться тут никак нельзя – слишком много вопросов возникает у слишком многих сторон.

Надо отметить, что сама формулировка "не может подтвердить" как бы подразумевает и продолжение – "но и не может опровергнуть". Отсылка к Пентагону вносит еще больше сумятицы. Вот сиди тут и гадай, нанесут они удар или нет. И кто вообще ответственен за принятие таких решений? Президент, представитель которого отсылает в Пентагон, или тот самый Пентагон?

Понятно, что такие решения кем-либо единолично не принимаются, даже президентом, который, как минимум, должен выслушать своих советников, изучить аналитические доклады, прогнозы военных и т.д.

Вопрос в том, могут ли у Вашингтона всерьез существовать планы войны против Тегерана?

Конечно, могут. Сегодня США, оставаясь мощнейшей в военном отношении державой мира, могут позволить себе воевать (и выигрывать войну) против кого угодно, кроме, разве что, России и Китая, столкновение с которыми поставит под угрозу само существование Америки.

Тем не менее, практика показывает, что не все так просто. Даже в Афганистане и Ираке "веселой прогулки" у Штатов не вышло, несмотря на то, что им удалось в кратчайшие сроки лишить власти этих стран рычагов управления и занять их территории.

Тут надо отметить, что Иран это все же не Ирак, чья армия разбежалась при первом же выстреле. И даже не Ливия, защитники которой героически сражались почти полгода, но все же не смогли долго сопротивляться технически более оснащенному противнику. Иран – гораздо более серьезная мишень. Это еще не КНДР, чья армия уже официально обладает ядерным оружием, способным нанести агрессору неприемлемый ущерб, что фактически дает ей гарантию от ненападения. Но это и не Ирак с Афганистаном, в которых Штаты все равно умудрились завязнуть на многие годы без какой-либо перспективы урегулирования конфликтов.

Нужна ли Америки еще одна такая война? Особенно на фоне очередного тупика в вышеперечисленных странах, плюс еще Сирия, из которой Вашингтон уже не знает, как выпутаться без потери лица? Это, повторю, даже не учитывая того, что технически армия Ирана намного лучше оснащена, чем армии соседних стран, а главное – намного выше мотивирована.

Конечно, в Штатах немало политиков и военных, которые на полном серьезе выступают за военное решение иранской проблемы и уверены, что только так можно ее решить. Однако, еще раз подчеркну, такие решения принимаются далеко не на основании чьего-то частного мнения. Даже, когда в окружении президента такие "мегаястребы", как Джон Болтон и Майк Помпео, которые своего взгляда на перспективы решения проблем и вовсе не скрывают. Напомню, тот же Болтон в мае 2007 г. выступал с призывом к администрации президента как можно скорее провести военную операцию и в отношении Ирана.

Тем не менее, думаю, что большинство имеющих голову на плечах людей в США понимают, что военная кампания против Ирана стала бы катастрофой для Америки. И для всего Ближнего Востока, где Штаты уже наворотили дел – мама, не горюй.

Плюс надо еще учитывать политический эффект в отношении с союзниками в Западной Европе, которые такие действия совершенно точно не одобрят.

На другой чаше весов – позиция ближневосточных союзников США: Саудовской Аравии и Израиля, которые видят в Иране главную угрозу собственному существованию, чьи лоббисты активно "науськивают" против Тегерана американских политиков.

Саудиты и израильтяне явно хотели бы расправиться с Ираном руками американцев, в то время как американцы хотели бы сделать это чьими угодно, но чужими руками. Как это было в той же Ливии. Все же не думаю, что уроки Афганистана и Ирака прошли совсем уж бесследно.

Тем не менее пока что единственное, на что решается Вашингтон – это попытка раскачивать ситуацию внутри самого Ирана и душить его новыми санкциями. Война – это уже другой уровень. Это красная черта, перейти которую в обратную сторону уже не получится.

Существуют ли в Пентагоне конкретные планы войны против Ирана? Безусловно. У них и планы войны против России и Китая существуют. Это, собственно, работа генштабистов всего мира – готовиться к войне в любых условиях. Работа политиков и дипломатов – сделать так, чтобы до воплощения этих планов на практике не дошло.

Так для чего тогда эти "вбросы", тем более, если Вашингтон действительно готовится к войне?

Ответ очевиден. Во-первых, Трамп таким образом будет пытаться давить на Тегеран. Это его фирменный стиль – запугать до икоты, побряцать оружием, запустить пару авианосцев. Кстати, объектом запугивания тут становится не только Иран, но и Европа, которая этой войны боится не меньше, если не больше. Не хотите, чтобы было по-моему? Значит, будет война. И в этом шантаже добиться каких-либо уступок от собственных союзников будет даже проще, чем от Тегерана, который уже не раз давал понять, что готов к любому сценарию.

Но Трамп в немалой степени работает еще и на внутреннюю аудиторию. И это тоже его стиль. Создать конфликт практически на ровном месте, запугать весь мир угрозой войны, после чего по-быстрому провести некие переговоры и заявить о грандиозной победе и решении еще одной "проблемы времен Обамы". И не важно, что никаких конкретных решений эти переговоры не дадут. Задача максимум, конечно, добиться от оппонента определенных уступок, задача минимум – обставить все так, чтобы все выглядело как неоспоримая победа Америки и лично Трампа.

Так было в случае саммита с Кимом. Точно того же пиар-эффекта Трамп пытается добиться от встречи с Путиным, которые американский лидер желает продолжать, видимо, чтобы не дать эффекту сойти на нет.

Да, у Трампа осенью промежуточные выборы в Конгресс, так что коллекционирование "перемог" очевидно становится его главным занятием. В условиях предельного повышения ставок практически любой результат переговоров (да и сам их факт) будет для Трампа безоговорочной победой.

Конечно, надо понимать, что иранская проблема имеет более глубокие корни, к тому же, как я уже говорил, нагнетается в Америке Тель-Авивом и Эр-Риядом. Это не "проблема времен Обамы", хотя Обама активно пытался ее решить путем вывода Ирана из изоляции, чем не мало испортил отношения Америки с ближневосточными союзниками. Трамп изначально строил свою деятельность на отрицании всех достижений Обамы, так что его антииранские выпады – вполне логичны.

Вопрос в том, что одно дело разрывать атомную сделку, вводить новые санкции и грозить войной, а совсем другое – воевать по-настоящему. Вряд ли это поможет сделать Америку снова великой. И это должны понимать даже Болтон с Помпео. Сегодня не 2007 год. Мир изменился. Воевать с Ираном Америке нужно было раньше. Сейчас маленько поздновато.