Статьи

Страна доброй воли: почему волонтеров в России все больше

Страна доброй воли: почему волонтеров в России все больше

Уходящий 2018 год стал Годом волонтера. Накануне в рамках Международного форума добровольцев в Москве подвели его предварительные итоги. В два раза - с 7 до 14 миллионов - выросло количество тех, кто принимал участие в волонтерских акциях. Доверие к добровольцам, по опросам, выросло — с 61% до 90%. Платон Беседин – о том, как Россия постепенно превращается в страну доброй воли.

Слово "волонтер", основательно утвердившееся в России, происходит от латинского voluntarius, что значит "добровольный". Мне нравится, когда используют наш, русский, термин "доброволец". Он полнее, глубже — в нем вся суть. Доброволец — тот, кто творит добро, тот, кто имеет волю, тот, кто несет в мир добрую волю. 

Волонтеры пришли к нам с Запада, а вот добровольцы были всегда. Кем являлись "Тимур и его команда"? Или люди, выходившие на субботники? Чему нас учит русская классика? Доброй воле, состраданию, милосердию. Да, не было оформленного движения добровольцев, но сами они существовали всегда — по одиночке, парами, группами. 

Помню, как в детстве, приезжая на дачу к дедушке, старался сделать как можно больше добрых дел: спилить сухую ветку, покрасить веранду, собрать абрикосы. И мои знакомые занимались чем-то похожим. 

Теперь, в новой России, добровольцы не разрознены. У них есть НКО, фонды, организации, проекты — есть система доброй воли, которая поддерживается на государственном уровне. Добровольцы получают гранты, административную поддержку. Президент выбрал "Добровольца-2018": Антон Коротченко придумал инициативу "Здоровое село", в рамках которой врачи смоленского медуниверситета отправляются в небольшие населенные пункты, чтобы оказать медицинскую помощь, встретиться с людьми, прочесть лекции. Вообще движение добровольцев от медицины объединяет свыше 20 тысяч человек в 80 субъектах России. 

Среди победителей-добровольцев есть, например, Галина Головченко с досуговым центром "Поколение", где оказывается финансовая помощь пенсионерам, где они могут общаться, реализовываться. Или София Иванова с проектом "Волшебный мир", на базе которого для создания мультфильмов собираются волонтеры и дети с ограниченными возможностями. Или Сергей Фокин, организовавший приют для бездомных животных и списанных со службы собак. 

Награды достойны все волонтеры России. Их чистые порывы реализовались в конкретные дела. Главное, чтобы их не придушили бюрократические клешни и дела добровольцев не превратились в отчетность, имитацию бурной деятельности. То, что исходит из сердца, должно твориться с искренностью и теплотой. 

У нас ведь есть давняя беда — хаять молодежь: мол, не та она. Да нет, та, просто другая. Иногда, впрочем, и справедливо ругают. Но взгляните на другую сторону: сколько молодых людей сегодня идут в добровольцы (как правило, люди в возрасте от 18 до 24 лет), чтобы помогать. 

А сколько у нас появляется добровольцев старшего, пожилого возраста! Серебряные волонтеры, как их называют. Каждый год их число увеличивается на 20-30%. Так люди, ушедшие на пенсию или приближающиеся к ней, продлевают жизнь и себе, и близким. 

На разных мероприятиях – форумах или фестивалях – мне доводилось общаться с добровольцами. Их отличают вежливость, серьезный интеллектуальный багаж, но главное — они ищут и находят себя. Мир предлагает ему сотни тропок — по какой идти? Сунулся на одну, на другую, а толку нет. И тогда многие идут в добровольцы, путем созидания находят себя.

Есть и еще одно, системообразующее: добровольцы научают других милосердию. Ведь лучший пример — свой, личный. Показать другому, как можно, как надо. Так они помогают не только тем, с кем непосредственно работают, но и многим другим, наблюдающим со стороны. Наблюдающим, проникающимся, а после, возможно, и делающим. 

Только закончился Международный форум добровольцев в Москве, на котором побывало более 15 000 волонтеров. В декабре прошлого года 7 миллионов человек рассказали, что они принимали участие в тех или иных добровольческих акциях. А сейчас – уже более 14 миллионов человек. Чуть меньше 10% от общего населения страны. Россия входит в десятку стран мира по числу волонтеров.

Волонтеры организовывают процесс, общаются, путешествуют. Неслучайно из многих затем появляются толковые общественники, руководители, чиновники. Это люди, которые получили новое место не "по блату", не по праву сильного, а по заслугам. 

Год волонтера в России, объявленный президентом, завершается мощным аккордом. Он показал, сколь много у нас неравнодушных людей. Но год — этот же условно. Важно продолжать: обогащать, усложнять, создавая новые площадки. В московском метрополитене запустили тематический состав "Поезд изменений. Истории волонтеров", посвященный добровольчеству. Так вот, в будущее надо отправить своего рода поезд надежды, добрых дел. Год волонтера должен перетечь в десятилетие волонтера, а после и в норму жизни. Ведь истинно русский человек — всегда доброволец. 

На мероприятия, поддерживающие добровольцев, с 2019 по 2024 годы направят 7,4 млрд рублей, но еще важнее поддержать добровольческий порыв естественно, органично, чтобы он исходил из сердца, чтобы добрые дела творились каждым и каждый день. Для этого необходимы и федеральные программы, и финансирование, но и, что первичнее, общее развитие человека, его воспитание и образование (научное и духовное). Воспитать отзывчивость.

Более того, это своего рода та самая национальная идея, о которой мы все время спорим. И начинать надо с азов: как в повести Валентина Распутина, где учительница Лидия Михайловна, рискуя всем, спасает главного героя от голода и холода, так и в наших детских садах, школах хорошо бы ввести нечто вроде официального "Урока доброты", "Урока сочувствия". Давать детям с ранних лет не только знания, но и умение чувствовать другого человека. И добровольчество здесь может стать великим подспорьем. Если получится воспитать отзывчивость в людях, а должно получиться, Россия станет великой страной доброй воли, как то и задумывалось изначально.