Политика

Евросоюз обсуждает с Казахстаном торговлю с Китаем в обход России

Евросоюз обсуждает с Казахстаном торговлю с Китаем в обход России
Евросоюз обсуждает с Казахстаном торговлю с Китаем в обход России

В настоящее время усиливается конкуренция за тесное сотрудничество с Казахстаном между Россией и Евросоюзом. В исследовании будущих транспортных связей с Центральной Азией Европейский банк реконструкции и развития назвал "Центральную транскаспийскую сеть", проходящую через территорию Южного Казахстана, наиболее перспективной для интеграции с Трансъевропейской транспортной сетью. Готовность работать с "европейскими партнерами" подтвердил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, пишет "Коммерсантъ".

Казахстан, как следует из заявлений президента Токаева, готов к совместной с ЕС работе по интеграции Транскаспийского международного транспортного маршрута с Трансъевропейской транспортной сетью. Казахстан в ближайшем будущем станет ареной конкуренции проектов, ориентированных на приток западных инвестиций, в том числе в части реализации транспортных коридоров Западный Китай — ЕС в обход России.

В исследовании Европейский банк признает "Центральную транскаспийскую сеть" (Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ), который называют "Средним коридором") наиболее устойчивым вариантом для развития логистики между Китаем и ЕС. ТМТМ проходит через Китай, Казахстан, акваторию Каспийского моря, Азербайджан, Грузию, Турцию и страны Европы. Для улучшения маршрута, который в перспективе может обеспечить бесперебойные поставки, понадобятся инвестиции в размере 18,5 млрд евро. Существенную часть вложений готов взять на себя ЕС. 

Для Казахстана развитие ТМТМ важно в контексте диверсификации экспортных поставок нефти, 80% которых в настоящее время приходится на Каспийский трубопроводный консорциум (КТК), который контролируется Москвой. Искать альтернативные КТК маршруты Астана начала после того, как в прошлом году поставки через него несколько раз останавливались из-за ремонтов в Новороссийске. Снижение роли РФ в поставках нефти из Казахстана выгодно ЕС - он прямо указывает на необходимость этого в условиях общей политической неопределенности. Баланс поставок через КТК и альтернативные маршруты будет зависеть от объема европейских инвестиций. Они же могут иметь для Казахстана политические последствия при сотрудничестве с Россией, в том числе через ЕАЭС.

Россия заинтересована в том, чтобы ТМТМ проходил через ее территорию. Москва намерена развивать для этих целей Северный морской путь. В марте президент Владимир Путин на переговорах с председателем КНР Си Цзиньпином заявлял, что "формирование железнодорожных и автомобильных коридоров в направлении Китай – Европа и обратно через российскую территорию" при совершенствовании транспортно-логистической инфраструктуры Севморпути в целом остается для Москвы "безусловным приоритетом".

Однако ситуация осложняется тем, что ЕС в ближайшем будущем, вероятно, предстоит решить вопрос о снижении зависимости развитых стран от торговли с Китаем. В прошлом году Китай, как следует из данных таможенной статистики, продал ЕС вдвое больше, чем приобрел у него: экспорт по итогам года составил $562 млрд, импорт — $285,4 млрд. Позиция самого Китая остается также не до конца понятной: для Пекина вопрос выбора маршрута может быть увязан в большей степени с экономическими, чем политическими факторами, поскольку для наращивания товарооборота выбор, вероятно, будет сделан в пользу более дешевого и эффективного варианта.

Казахстанское правительство надеется на помощь Евросоюза в обеспечении долгосрочного и стабильного экспорта нефти из РК мощностями Каспийского трубопроводного консорциума. В прошлом году казахстанские власти планировали трансформировать порты республики и превратить их "в один из ведущих хабов Каспийского моря". Альтернативным вариантом стал "Транскаспийский маршрут", пролегающий через КНР, Казахстан, акваторию Каспия, Азербайджан, Грузию и идущий далее в Турцию и страны Европы. Маршрут включает в себя как железнодорожные, так и морские перевозки.

Около 8% казахстанской нефти будет поставляться в Европу транзитом не через Россию, а через Азербайджан, в том числе по трубопроводу Баку – Тбилиси – Джейхан. Таким образом, руководство Казахстана уже запланировало экспорт 100 тыс. баррелей в сутки в обход РФ, что составило примерно 8% от общего объема поставок черного золота, в то время как через российский КТК в данный момент проходит 1,3 – 1,4 млн баррелей казахстанской нефти.