218 лет назад родился Александр Сергеевич Пушкин, самый известный русский поэт и писатель. "Наше все". Именно он стал символом русской культуры. В советские времена 6 июня отмечали Пушкинский день поэзии, а с 2011 празднуют еще и День русского языка. Произведения Пушкина можно считать "энциклопедией русской жизни". Не только "Евгения Онегина", о котором именно так отзывался критик Белинский. Даже в самых простых стихотворениях, не говоря уже о романах, скрыто множество исторических сведений, тайных посланий, понятных подчас только посвященным. Владимир Тихомиров приоткрывает завесу тайны и рассказывает о героях самых известных произведений Александра Сергеевича, представляя их прототипы в реальной жизни.
Шамаханская царица – жена Ивана Грозного
Актриса Рамиля Искандер в роли Марии Темрюковны в фильме Павла Лунгина "Царь"
Мало кто помнит, что Александр Сергеевич Пушкин был не только писателем, но и государственным чиновником - после выпуска из Лицея он в общей сложности 12 лет находился на службе, имел чины не только статские, но и придворные.
В 1831 году Пушкин по приказу императора был переведен из Коллегии внутренних дел в Коллегию иностранных дел, при этом поэт подчинялся непосредственно императору, который поручил ему работу в архивах с целью создания трудов по истории России. Александр Сергеевич получил право неограниченного доступа в архивы, которые тогда были закрыты от посторонней публики. В том числе он узнал и многие тайны царского дома, и некоторые секреты он попытался иносказательно раскрыть – например, в детской "Сказке о золотом петушке", написанной в 1834 году.
Считается, что основой сюжета сказки стала арабская легенда о жрице по имени Борса, которая в давние времена вершила правосудие в Египте, восседая на огненном троне. Эта волшебница приказала изготовить из твердого красного камня пьедестал с бронзовым петухом на острие. Сооружение было размещено на горе, и когда какой-либо враг шел войной на Египет, вращающийся петух пел и смотрел в направлении, откуда шел противник.
Легенда о жрице Борсе была опубликована в переведенной на французский язык книге "Китаб ахбар аз-заман ва-ль-аджаиб аль-булдан", которая хранилась в царской библиотеке.
Однако само имя Царицы Шамаханской недвусмысленно указывает на Шамахи – древний город, который упоминается в исторических источниках с начала нашей эры. Именно в 1560 году в Шамахи прибыла делегация из Москвы. Русский царь Иван Грозный сватал себе в невесты дочь мурзы черкасов горских Темрюка Юнгича (черкасами на Руси именовались выходцы из Кабарды). В итоге Кученей Темрюковна сделалась русской царицей Марией Темрюковной.
Хотя это и был политический брак по расчету, юная горская девушка буквально влюбила в себя молодого русского царя. Облачившись в черкеску, легко вскакивала в седло и вместе с венценосным супругом отправлялась на царские охоты. К сожалению, семейное счастье было недолгим – в 1563 году у Марии родился сын Василий, скончавшийся в младенчестве. Вскоре умерла и сама царица. Как говорится в летописях, "окормлена бысть от изменников отравою от столника Василия Хомутова с товарыщи, их же царь Иван Васильевич злой смерти предади: в котле свари…".
Понятно, что в те годы было совершенно невозможно описывать жестокости русских монархов, но намек Пушкина ясен: именно загадочная царица и свела русского царя Дадона с ума.
Гринев – верный солдат
Повесть "Капитанская дочка" занимает особое место в творчестве Пушкина, который написал ее во время работы над фундаментальной "Историей Пугачева". Александр Сергеевич, проштудировавший тонны архивных документов, не случайно дал главному герою повести фамилию Гринев. У этого вымышленного персонажа был исторический прототип с той же фамилией: Алексей Михайлович Гринев, участвовавший в подавлении пугачевского бунта, вышедший в отставку в чине поручика в 1770 году и поселившийся в Старооскольском уезде под Белгородом.
"Суд Пугачева", Василий Перов, 1879 год
Но спокойной старости не получилось: по ложному оговору отставного солдата Неустроева он был обвинен в пособничестве Пугачеву, от которого якобы получил личное письмо. Гринев был арестован, доставлен в Москву, где на допросах в Тайной экспедиции Сената решительно отвергал выдвинутое против него обвинение в получении письма от Пугачева и союзничестве с ним. Через год допросов Алексея Гринева полностью оправдали.
Правда, как говорят историки, сначала Пушкин намеревался написать роман об офицере, перешедшем на сторону Пугачева. Это был Михаил Шванвич, изгнанный из лейб-кампании после того, как в трактирной ссоре ударил саблей по щеке всемогущего фаворита графа Алексея Орлова. Но потом замысел произведения о дворянине, подавшемся из-за личной обиды в разбойники, воплотился в романе "Дубровский", а главным героем "Капитанской дочки" остался верный Гринев.
Дубровский - разбойник
Прототипом же Дубровского стал мелкопоместный дворянин Павел Островский, живший в селе Рованичи Минской губернии. Еще до войны 1812 года отец Островского владел крохотным имением Островщина - в девяти верстах от города Дисны.
Мирза Шарифзаде, народный артист Азербайджанской ССР, в роли Дубровского
Во время вторжения в Российскую империю наполеоновских войск имение было разорено. Крестьяне разбежались, документы пропали – как в романе Пушкина. Молодой поручик Островский, пытавшийся отстоять свои права, был объявлен мятежником. Как позже выяснилось, на него написали донос соседи, захватившие его имение. Так или иначе, вернуть деревню не удалось, и Островский стал числиться в жандармских делах как "мятежник". В 1831 году, когда на землях бывшей Польши вспыхнуло польское восстание, Островского решили арестовать. В то время он был учителем у помещика Помарнацкого – собственно, в имении этого помещика он и был взят под стражу. Островскому удалось бежать. Воспользовавшись, очевидно, доброжелательностью конвоиров, весьма сочувственно относившихся к повстанцам, Островский перепилил на ногах цепи и бежал из Витебской тюрьмы. Поиски не увенчались успехом. Его долго разыскивали по всей Белоруссии и на Витебщине, где у Павла Нащокина – ближайшего друга Пушкина – было имение в Себежском уезде.
В сентябре 1832 года поэт с Нащокиным встретились в Москве, и Пушкин сразу же загорелся идеей написать авантюрный роман по истории беглеца.
Онегин – личный враг императора
Петр Чаадаев
Но бедный Островский был мелким хулиганом по сравнению с тем, кого Пушкин выбрал на роль Евгения Онегина – речь, конечно же, о Петре Яковлевиче Чаадаеве.
Один из самых образованных и блестящих людей своего времени, философ и публицист, который славился среди современников не только свободолюбием, независимостью и остротой суждений, но и утонченным аристократизмом и щегольством в одежде.
Чаадаев познакомился с Пушкиным еще в 1816 году в Царском Селе, где стоял полк, в котором тогда служил Чаадаев. "Вольнолюбивые мечты" Чаадаева оказали на молодого поэта заразительное влияние, и дружба с Петром Яковлевичем продолжалась на протяжении всей жизни Пушкина. Именно ему посвящено известное послание "К Чаадаеву" и ряд других стихотворений.
После восстания декабристов он был арестован по подозрению в причастности к нему, хотя тогда он находился в пограничном Брест-Литовске, намереваясь уехать за границу. Он вернулся в Москву, где жил в усадьбе Левашовых на Новой Басманной, затем переехал на постоянное жительство в подмосковную деревню своей тетки в Дмитровском уезде. Там в него влюбилась юная соседка – именно этот эпизод и стал основой "Евгения Онегина".
После публикации знаменитых "Философических писем", в которых содержалась резкая оценка истории России и ее современного состояния, Чаадаев по личному указу царя был официально объявлен сумасшедшим и до конца жизни помещен под домашний арест.
Кстати, Чаадаев был одним из прототипов и другого литературного персонажа - Чацкого из комедии Грибоедова "Горе от ума". Именно имея в виду Чацкого, Грибоедов вводит линию сплетни о сумасшествии героя – как метафору борьбы консервативного общества с инакомыслием.
Сильвио – секретный агент
Иван Липранди
Зато на роль таинственного Сильвио, главного героя повести "Выстрел", он выбрал человека, который у многих поклонников творчества Пушкина во второй половине XIX века ассоциировался с государственными спецслужбами и жандармскими порядками. Это Иван Петрович Липранди, проживший за свои 90 лет уникальную жизнь и ставший участником множества событий, оказавших определяющее влияние на развитие русской истории.
С 1807 года Иван Липранди участвовал в Наполеоновских войнах, получив от императора золотую шпагу "За храбрость". После победы над Наполеоном он остался во Франции в составе русского оккупационного корпуса. За это время ознакомился с методами агентурной работы шефа тайной полиции Видока, которые с успехом начал применять в России.
Однако дальнейшему развитию карьеры Липранди помешали несколько дуэлей. Его отправили в Кишинев - именно там он и познакомился с молодым Пушкиным, который отбывал ссылку с сентября 1820 по июль 1824 года. Липранди и Пушкин быстро сдружились: Александру Сергеевичу нравилось слушать его рассказы о войне и о парижской жизни, Иван Петрович пользовался библиотекой поэта и хвалил в нем "ученость истинную" в сочетании "с отличными достоинствами военного человека".
Тогда Александр Сергеевич и не подозревал, что он дружит с самим отцом-основателем российской военной разведки и сил специальных операций.
В 1840 году начинается новая война с Турцией. И здесь способности Липранди развернулись во всю ширь – он рыщет по всей границе, энергично вербует агентов, рассылая их по всему будущему театру войны и даже далее — в Австрию и Турцию. Дотошно собирает сведения о характере местности, состоянии дорог, крепостей, флотилий, портов и пристаней; о расположении войск, их вооружении, снабжении и настроениях солдат и офицеров. Через подкупленных чиновников достает секретные документы Порты, переписку иностранных консулов — и доставляет в Петербург. На него совершено три покушения, его упорство порой отдает авантюризмом, но остановить его невозможно. Итог усилий Липранди – победа России, изумившая всею Европу. До этого никто и никогда не громил османов с такой легкостью.
Однако победа парадоксальным образом делает все его труды ненужными в мирное время. Липранди становится чиновником по особым поручениям при министре внутренних дел. Занимается безнадежными делами раскольников и скопцов-изуверов, уродовавших молодежь, расследованием дела 27-летнего чиновника министерства иностранных дел Михаила Буташевича-Петрашевского – эксцентрического вольнодумца, собиравшего вокруг себя террористическую группировку "петрашевцев".
С 1853 года он находился в отставке. После воцарения Александра II поступил на несколько лет на службу в удельное ведомство, где подал проект об учреждении при университетах школы шпионов для военной разведки. Предложение осталось без ответа, хотя в российской армии уже вовсю пользовались методами Липранли. Но системы подготовки кадров тогда остро не хватало.
Окончательно удалившись от государственной деятельности, Липранди занялся собиранием материалов об Отечественной войне, составил каталог всех доживших до того времени ветеранов наполеоновских войн. Лев Толстой, пользовавшийся записками Липранди во время работы над романом "Война и мир", прислал ему экземпляр книги с дарственной надписью "Другу и учителю".
Пиковая дама – фрейлина императрицы
Наталья Голицына, портрет художника Митуара, 1810 год
Зато вот у знаменитой Пиковой дамы было два прототипа, и обе весьма известные и весьма влиятельные при дворе особы.
Основой сюжета драмы стала старинная семейная легенда рода Голицыных, согласно которой загадочный французский алхимик граф Сен-Жермен однажды познакомился с русской красавицей Натальей Чернышевой – дочерью русского дипломата и будущей княгиней Голицыной. Алхимик будто бы выдал Голицыной какой-то секрет трех карт, который позволял ей все время выигрывать в карты. Однажды пушкинский приятель, князь Голицын-Фирс, начисто проигравшись в карты, в отчаянье бросился к своей богатой родственнице с мольбой о помощи. Но сварливая Голицына так и не открыла секрет трех карт.
Однако, как вспоминал Павел Нащокин, в образе старой графини Пушкин изобразил совсем другую женщину – а именно графиню Наталью Загряжскую:
"Ему легче было изобразить Загряжскую, чем Голицыну, у которой характер и привычки были сложнее".
Итак, Наталья Кирилловна Загряжская, урожденная графиня Разумовская, была дочерью гетмана Малороссии, ближайшего сподвижника Екатерины Великой. С самого детства Наталья Кирилловна служила фрейлиной императрицы, и, будучи богатейшей невестой России, смогла позволить себе роскошь выйти замуж не по расчету, а по любви: ее избранником стал Николай Загряжский, скромный офицер лейб-гвардии Измайловского полка, с которым ей часто вместе приходилось дежурить при дворе.
Старуха Загряжская, неизвестный художник, 1820-ые
До самой смерти Загряжская пользовалась огромным почетом в высших кругах Петербурга, устраивала у себя светские рауты с карточными играми, на которые порой приезжали и особы царской фамилии.
Один из ее гостей Валерьян Сафонович вспоминал:
"Ей было уже более восьмидесяти лет, но она сохраняла умственные способности. Каждый вечер собиралось к ней множество посетителей для составления ее партии в бостон... Старушка играла в карты очень дурно, но игра сделалась ее потребностью. После игры оставались у ней ужинать. После ужина нельзя было тотчас расходиться; надобно было еще посидеть некоторое время. Пока старушка не кончит своего пасьянса. Она не любила рано ложиться спать и удерживала своих гостей как можно долее…"
Поскольку Николай Загряжский был родным дядей Натальи Гончаровой – матери жены Пушкина - Александр Сергеевич также стал частым гостем салона престарелой графини. Впрочем, он и сам любил посещать Загряжскую и слушать ее воспоминания о быте придворных в старые добрые времена. Девять таких рассказов, записанных со слов старухи, вошли в его сборник "Застольные беседы".
Кстати, секрет трех карт открывается на удивление просто. В то время в свете играли в "фараон" - наверное, самую тупую на свете карточную игру на деньги. Суть игры проста: игрок выбирает из своей колоды наудачу какую-либо карту – например, даму (масть карты не имела значения). Выбранную карту игрок кладет перед собой на стол лицом вниз и пишет мелом на сукне карточного стола ту сумму, которую хочет поставить на кон. Согласившись с назначенной суммой, банкомет из своей колоды начинает раскладывать перед собой карты лицом вверх, на две кучки: первую карту кладет направо, вторую - налево, затем снова направо и опять налево - до тех пор пока не выпадет загаданная дама. Если загаданная карта легла в правую стопку карт, то выигрывает банкомет, если в левую – игрок. Все.
Секрет же трех карт заключался в том, что тройка, семерка и туз будто всегда ложились в левую стопку карт. Но Германн проиграл по собственной невнимательности, ошибочно приняв пиковую даму за туза, что стало метафорическим завершением интриги: от судьбы никакие тайные секреты не уберегут.