В прошлом году спрос на полуприцепы был настолько высоким, что отечественные предприятия за ним не поспевали. Теперь на рынок вновь давит иностранная техника, а продажи российских прицепов хоть и растут по инерции, но нынешняя ставка ЦБ уже приводит к отказам от них, пишет телеграм-канал "МашТех".
В 2023 году отгрузки российских производителей полуприцепов выросли на 44%, до 21,4 тысячи штук, а весь рынок – на 55,1%, (43,8 тысяч штук). Но даже с таким ростом доля отечественных производителей на рынке упала с 79% до 72%.
В январе 2024 года продажи отечественной техники увеличились на 40% (всего 1570 прицепов). Однако это в основном предоплаченные заказы, а спрос будет сокращаться из-за нынешнего уровня ставки ЦБ и давления со стороны "китайцев".
"Проблема в том, что импортные поставки полуприцепов на российский рынок за 2023 год выросли как в штуках (+125% или 12,7 тысяч единиц), так и в деньгах – +139% или +$497 млн. И конкурировать с китайской техникой российские производители без помощи государства просто не смогут", – подчёркивает "МашТех".
Участники рынка предлагают решить проблему старым проверенным способом – повысить утильсбор. Сейчас полуприцепы из Китая стоят на уровне российских или чуть дороже, но в случае укрепления рубля они станут дешевле. Чтобы избежать этого, придётся поднять утильсбор с нынешних 600 тысяч рублей до 1 млн рублей.
Правда, при этом вырастет цена не только на ввозимые прицепы, но и на отечественную продукцию. А вместе с этим, разумеется, станут дороже и грузоперевозки. Активировать спрос на российские полуприцепы смогло бы увеличение скидки по программе льготного лизинга с 10% до 20-30% в зависимости от вида прицепной техники. Но это не точно.