Статьи

О списке Титова: вернутся ли беглые олигархи в Россию

О списке Титова: вернутся ли беглые олигархи в Россию

Уполномоченный президента РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов сообщил, что передал список желающих вернуться из Великобритании в Россию бизнесменов Владимиру Путину. Фамилий он не раскрыл, но дал понять, что там больше 10 человек и обращения продолжают поступать. Впрочем, в Кремле прочитали об этом в СМИ. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что никакого списка пока не получали. Максим Жаров объясняет, откуда пошла эта инициатива, и рассуждает о том, вернутся ли беглые олигархи назад. 

Борис Титов никогда особенно не блистал на политическом поприще. То, что Титов не политик, становится ясно всем, кто хоть раз наблюдал за его участием в какой-либо избирательной кампании, в том числе и в нынешней президентской. Поэтому экстравагантную инициативу Титова о возможности возвращения в Россию беглых российских "бизнесменов", проживающих ныне в Лондоне, не следует воспринимать как элемент личной или президентской пиар-кампании бизнес-омбудсмена. Дело совсем в другом. 

Борьба с оттоком капиталов из России ведется российскими властями более четверти века. И пока без особого успеха. За частым упоминанием нашими чиновниками и представителями интересов бизнес-сообщества такого термина, как "инвестиционный климат", стоит целая драма. 

В 1990-х годах в России можно было с помощью нехитрых махинаций легко и быстро заработать кучу денег и также легко и быстро вывести их в иностранные офшоры. Олигархи и другой крупный российский бизнес выводили и до сих пор выводят деньги из страны, как правило, потому, что, во-первых, эти деньги были заработаны не совсем честным трудом, а во-вторых, хранить свои капиталы на Родине среди российского бизнеса считается делом недостойным. Россия, с точки зрения этих бизнесменов, пока не заслужила права называться страной, в которой заработанное можно и нужно инвестировать в экономику этой же страны. 

Поэтому, когда вы слышите из уст представителей нашего бизнес-сообщества разговоры про "плохой инвестиционный климат" и про различные преследования бизнеса со стороны силовых органов, необходимо понимать, что за всеми этими разговорами (даже несмотря на то, что и климат действительно плохой, и факты злоупотребления силовиками своими полномочиями имеются) на самом деле стоит простое нежелание нашего крупного бизнеса хранить свои капиталы дома. Они считают, что мы с вами этого пока не заслужили. 

Курс на национализацию элит и их деофшоризацию, который в 2011-2012 гг. начал реализовывать Владимир Путин, - это как раз попытка сверху изменить такое отношение политических и бизнес-элит к своей стране. Санкционная война, развернутая против России США и ЕС с 2014 года, еще более обострила эту проблему. 

Поэтому все представители власти и бизнес-сообщества, ответственные за защиту прав предпринимателей, находятся сейчас в двойственном положении. С одной стороны, они пытаются своими словами и инициативами хоть как-то реализовать замысел о возвращении капиталов, нажитых в России. С другой стороны, они не могут сбрасывать со счетов укоренившуюся среди российских олигархов брезгливость по отношению к собственной стране.

Эта двусмысленность своего собственного положения заставляет наших бизнес-омбудсменов конфликтовать и друг с другом. В связи с этим не стоит удивляться и тому, что тот же Борис Титов не является "рукопожатным" лицом в таких структурах, как Комитет гражданских инициатив Алексея Кудрина или РСПП. "Нерукопожатен" Титов в этих структурах потому, что он – лоббист с правом выхода на президента от одних бизнес-структур, а есть еще и другие лоббисты от совсем других бизнесменов, которые не хотят, чтобы у них не было эксклюзивного права напрямую общаться с президентом и решать с ним "нужные" им вопросы.

Ставший широко известным конфликт Бориса Титова с главой РСПП Шохиным имеет прямую аналогию и в банковском сообществе. В прошлом году Ассоциацию российских банков (АРБ) покинул ряд крупнейших кредитных учреждений. Они были недовольны тем, что глава АРБ Гарегин Тосунян сделал ставку на лоббирование перед Центробанком России интересов мелких и средних банков. Поэтому элита банковского бизнеса, имеющая свой собственный (помимо АРБ) прямой выход на президента, и обиделась на Ассоциацию. 

Так как же относиться к громкой инициативе Бориса Титова, попытавшегося склонить "лондонских сидельцев", сбежавших из России, к возвращению на Родину? 

Желание Титова реализовать похвально, но наивно. Конечно, никто из "лондонских сидельцев" вот так сразу в Россию ничего не вернет и вкладывать деньги в нашу экономику не будет. Не для того эти люди эти свои капиталы в России "зарабатывали". Именно поэтому, кстати, они устами Евгения Чичваркина практически сразу же существование "списка Титова" и опровергли. 

Однако для нормализации того же "инвестиционного климата" в нашей стране инициативы, подобные той, с которой выступил Борис Титов, все же полезны. Потому что шаг за шагом они приближают российскую политическую и бизнес-элиту к осознанию простого факта: нигде в мире, кроме как в России, их с распростертыми объятиями не ждут. Либо ты делаешь бизнес в России и хранишь свои капиталы здесь же, за что пользуешься уважением и почетом власти и граждан. Либо ты в России "зарабатываешь", а потом скитаешься по миру в тщетных попытках эти свои "капиталы" легализовать. Надеюсь, что очень скоро большая часть российских олигархов и крупного бизнеса этот простой факт осознает, сделает выводы и примет необходимые решения.