За неполный 2023 год на российском рынке начали работу больше иностранных компаний, чем за каждый из четырех последних лет, выяснили аналитики консалтинговой компании NF Group (бывшая Knight Frank). С января по сентябрь в России появились 16 новых зарубежных брендов в сегментах одежды, обуви, и товаров для дома.
В 2019 году в Россию пришли 26 иностранных розничных игроков, после чего год за годом этот показатель падал — в 2020-м их было 13, в 2021-м — 15, в 2022-м — 11. Наибольшее представительство среди новых брендов в России получила Турция — 9 компаний, торгующих одеждой, обувью и товарами для дома в ценовых сегментах средний и выше среднего. Еще три игрока зашли из Белоруссии, также появилось по одному представителю Австралии, Киргизии, Южной Кореи и Эстонии.
География новых иностранных брендов в РФ существенно поменялась после начала СВО и ухода множества мировых брендов. Если в 2021 году на российский рынок чаще заходили компании из США и Европы, то теперь новые игроки представляют в основном политически нейтральные или дружественные страны, Австралия, Корея и Эстония среди которых стали скорее исключением.
Эксперты отмечают, что рост числа новых зарубежных брендов говорит о привлекательности рынка и готовности зарубежных компаний развивать бизнес в России. Это хорошая возможность для компаний второго-третьего эшелонов начать мировую экспансию и бросить вызов самым популярным брендам, вкладывающим огромные деньги в продвижение своей продукции, чего не могут себе позволить более скромные конкуренты, даже обладая продукцией не хуже по качеству.
В конце февраля – начале марта 2022 года многие крупные зарубежные компании сообщили о приостановке или сворачивании работы на российском рынке. Некоторые фирмы ушли безвозвратно, другие передали активы местным бизнесменам, третьи провели ребрендинг внутри РФ. Ruposters сделал подборку брендов, сменивших названия в условиях санкций.