Общество

Иммиграция и демография: кто будет жить в Европе в 2050 году

Иммиграция и демография: кто будет жить в Европе в 2050 году

Европа переживает самый крупный миграционный кризис со времен Второй мировой войны. Одна из причин этого – война в Сирии, но это лишь катализатор проблемы, которая остро стоит перед Старым светом несколько лет кряду. Люди прибывают к границам Евросоюза, используя все доступные способы – сотни и тысячи мигрантов при этом гибнут. Ruposters рассказывает, какова структура миграционных потоков, наводящих ужас на Европу, и как их появление отразится на будущем континента.

Численность и происхождение

Более четырех миллионов человек покинуло Сирию с начала гражданской войны в 2011 году. Почти два миллиона беженцев направилось в Турцию, 600 тысяч - в Иорданию и около миллиона - в Ливан, в страну с собственным населением в четыре миллиона человек. 

Как мигранты добираются до Европы

Для многих сирийцев эти страны не стали конечным пунктом назначения. Семьи покидают мирные города в поисках лучшей жизни, рискуя своими детьми. Родители печального известного выброшенного на турецкий берег трехлетнего мальчика пытались попасть к родственниками в Канаду. Но это далеко не единственный случай - свыше трех тысяч мигрантов пропали в Средиземном море за последнее время.

Из-за “транзитных” государств официальная статистика по страновой миграции не отражает реального положения дел - четверо из пяти мигрантов прибывают не из Сирии, а и из Ливии, Турции, Судана, Пакистана, Нигерии, Косово, Ирака, Сомали. Европейским властям еще предстоит выяснить, кто из них действительно имеет право на убежище, а кто просто-напросто экономический мигрант или охотник за пособием.

Более точной считается статистика по гражданству. Первая четверка регионов, наибольшее число беженцев из которых прибыло в Европу в 2014 году, выглядит так: Сирия - 79 000, Эритрея 35 000, граждане других стран Африки - 26 000, Афганистан - 24 000.

Топ-5 национальностей, добирающихся до Европы по морю, июнь 2015 г.

ООН прогнозировала три тысячи беженцев, которые будут ежедневно прибывать на Балканы, но прогнозы оказались чересчур позитивными: в Хорватии поток беженцев достиг 10 тысяч человек в сутки, и пока ничто не предвещает спада. По последним данным, как минимум 600 тысяч человек уже пересекли границы Евросоюза. В это число не входят проникшие незамеченными мигранты, поэтому судить о точном количестве беженцев рано. Но уже сейчас можно оценить масштабы бедствия - в прошлом году общее количество заявок на убежище едва превысило 600 тысяч, а официально въехало и того меньше - 240 тысяч. 

В свою очередь Германия заявила о готовности принять к концу года дополнительно 800 тысяч беженцев и даже больше, если возникнет необходимость. По немецкому плану, Франция и Великобритания в свою очередь должны принять по 650 тысяч беженцев. Но пока что Франция публично решилась лишь на 24 тысячи беженцев за два года, а Великобритания - на столько же за пять лет.

Количество заявок на убежище в странах Евросоюза

Портрет мигранта и адаптация

Европейские СМИ выпускают новости с заголовками вроде “Маленькая девочка стала новым лицом миграции, после того как на нее обратил внимание Папа Римский” и соответствующими фотографиями. Вряд ли у кого-то вызовет опасения такое лицо иммиграции. Не в первый раз за время миграционного кризиса дети (как и в коммерческой рекламе) используются для указания нужного вектора общественному мнению.

На самом же деле 54% запросов на убежище в прошлом году приходилось на людей в возрасте от 18 до 34 лет. Это, в основном, взрослые, сформировавшиеся в конкретной культурной среде, люди, из которых около 70% составляют взрослые мужчины и только 30% - женщины и дети. Их участь в Европе совершенно не поддается прогнозу. В США, которые исторически принято считать “плавильным котлом”, подавляющее большинство беженцев из мусульманских стран (91,4%) пользуется талонами на покупку еды, а 68% живут на денежном пособии. 

Если принимать во внимание эту удручающую для европейских налогоплательщиков тенденцию, неудивительно, что основные потоки переселенцев из преимущественно исламских Ближнего Востока и Северной Африки направляются в Германию - в ожидании крупнейших в Европе социальных выплат.

Процент одобренных заявок на предоставление убежища по странам Европы

У Европы не так много опыта по адаптации иммигрировавших мусульман, как кажется. До середины 1990-х мигранты были практически исключены из местной политической жизни, и потому находились в орбите джихадистских организаций и иностранных государств.

Иммигранты, будь то христиане или мусульмане, крепче держатся за религию, чем их бывшие соотечественники. Но, соприкасаясь с европейской культурой, молодые мусульмане зачастую не способны разрешить внутренние и религиозные противоречия с помощью религиозных текстов и проповедей.

Диссонанс особенно чувствителен в случае женщин. Феминизм и представление о правах женщин плохо сочетаются с легендой о пророке и с традиционной для ислама мужской полигамностью. Часто это становится решающим фактором, побуждающим женщин к вероотступничеству. За него предусмотрено наказание - смертная казнь, которую в Южной Азии поддерживают почти две трети мусульман, а на Ближнем Востоке - около 40%. Максимальное наказание в Европе - непонимание со стороны семьи и окружения. 

Действующее в ЕС Дублинское соглашение обязывает подавать заявку на получение статуса беженца в стране, выдавшей визу или стране въезда, и оставаться в ней до улаживания всех формальностей. В Южной Европе, которая является основным пристанищем первых переселенцев, сохраняются высокая безработица и маленькие льготы, что не устраивает беженцев. Разумеется, наказания за нарушение закона не способно остановить мигранта, уже рисковавшего жизнью в море, когда до цели - Западной и Северной Европы - рукой подать.

Нетерпимость к мусульманам по странам

Последние события в Европе убедили нас в том, что далеко не все европейцы одинаково терпимы. Перед падением Берлинской стены восточные немцы бежали через Венгрию на запад. Спустя четверть века европейцы, радовавшиеся разрушению символа Холодной войны, сами возводят заборы и натягивают колючую проволоку на пути следования новых выходцев с востока и устраивают демонстрации, направленные против беженцев. А 67% англичан и вовсе готовы поддержать использование войск для сдерживания потока мигрантов.

Занимающая анти-иммигрантские позиции Демократическая партия Швеции стремительно обрела народную поддержку и лидирует в соц.опросах, опережая правящую партию социал-демократов. А ведь именно Швеция в 2014 году удовлетворила львиную долю всех прошений об убежище. На выборах в парламент Вены 11 октября может победить Австрийская партия свободы, активно использующая ксенофобские лозунги. 

Фертильность

Количество жителей с неевропейским происхождением увеличилось вдвое в странах Западной и Северной Европы за последние 15 лет. Уже сейчас в Роттердаме проживает 24% мусульман, 20% - в Марселе, 25% - в области Брюсселя. 

По прогнозам, к 2050 году численность мусульман увеличится в 2-3 раза и составит в среднем 15% по всей Европе. Учитывая, что через 35 лет количество атеистов и агностиков приблизится к 25%, то среди приверженцев основных вероисповеданий доля мусульман окажется равной примерно 20%.  

Причина кроется в рождаемости. В Европу мигрируют как из стран с самым высоким в регионе уровнем рождаемости (Афганистан, Сомали - 6.3 ребенка на женщину), так и с очень низким (Албания, Ливия - 1.9 ребенка женщину). Показатели Европы скромнее любой из этих стран, фертильность европейских женщин колеблется в промежутке от 1.2 до 1.9.

Тренд фертильности

Однако для Европы все не так плохо, как может показаться после первого взгляда на цифры. Иммигрировавшие женщины, как правило, становятся матерями раньше, чем их соотечественницы, бывшие и новые. Этот факт искажает статистику в большую сторону из-за методики подсчета данных.

Влияние страны происхождения падает со вторым и последующими поколением, как и уровень рождаемости. Семьи, переезжающие из деревень в города, теряют жизненную необходимость заводить как можно больше детей, а второе поколение образованных мусульман и вовсе может обладать фертильностью, близкой к европейской.

Перспективы к 2050

Европа ищет выход из сложившейся ситуации. Даже вместе с США и Канадой ей не хватит ресурсов для размещения всех потенциальных переселенцев. Остается только снижать поток иммигрантов и параллельно адаптировать прибывших. На практике это означает принудительное равномерное расселение мигрантов по странам ЕС, чтобы не допустить появления этнических гетто, снижение социальных выплат для мотивации к трудоустройству, широкое финансирование образовательных программы для изучения языка и освоения культуры, ужесточение миграционного законодательства и депортацию тех, кто не может или не хочет адаптироваться.

Но в первую очередь – и с этим согласны многие эксперты – мигрантам нужно помогать там, где они жили изначально. Странам Ближнего Востока и Африки нужен не только мир (многие покидают мирные территории из экономических соображений), но и стабильное развитие. Это должно привести к повышению уровня жизни, а значит, к снижению потока вынужденных переселенцев.