2 августа официально прекратил действие Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Он запрещал СССР (а после России) и США иметь на вооружении баллистические и крылатые ракеты наземного базирования с дальностью от 500 до 5,5 тысячи километров. В октябре 2018-го Трамп объявил о выходе из сделки из-за "несоблюдения" Москвой обязательств. Россия уверяет, что с момента подписания договора в 1987 году ни разу не нарушила его. Буквально через день после того, как ДРСМД перестал действовать, министр обороны США Марк Эспер объявил о скорейшем размещении ракет средней дальности в Азии. Андрей Васильев — о том, с кем условился Пентагон и чем это грозит России и Китаю.
Новым условиям - новый министр
Бывший шеф Пентагона Джеймс Мэттис хоть и был приверженцем политики "бей, если не понимают слова", но четко сознавал, что не всем в современном мире можно диктовать собственную волю. "Бешеный пес" был одним из тех, кто хорошо понимал, что Америка стремительно теряет мировое лидерство, прежде всего военное. Он также хорошо знал и то, что американские военные гиганты умеют развязывать войны без санкции Конгресса, Сената и президента США.
Говоря начистоту, Мэттис был самым разумным министром обороны США за последние десятилетия, однако именно принцип разумной достаточности и сыграл с ним злую шутку.
Учитывая обстоятельства и стремительно меняющийся мир, Дональду Трампу пришлось сменить Мэттиса на человека, который точно знает, сколько нужно ракет и где они должны быть размещены. Человеком, способным подкрепить развал ДРСМД решительными действиями, стал Марк Эспер — крайне известный и профессиональный политик и в прошлом талантливый лоббист некоторых оборонных компаний из США.
Именно Эспер помогал продвинуть в высших органах власти законы об увеличении числа крылатых ракет, да и вообще неоднократно говорил: чем больше ракет, тем лучше. Любовь Эспера к ракетам легко объяснить. Долгое время новый министр обороны США был главным лоббистом компании Raytheon — одного из ведущих подрядчиков Пентагона по ракетному вооружению. На долю этой компании последние 30 лет приходится большая часть разработок по баллистическим, авиационным, крылатым и тактическим ракетам с разной дальностью и боевыми частями. К примеру, большая часть крылатых ракет Tomahawk производится именно на заводах Raytheon. Эти ракеты хоть и являются одними из самых массовых, но нуждаются в замене или масштабном обновлении.
Учитывая, что новые заказы Пентагон раздает не очень охотно, Raytheon срочно требовался свой человек в Минобороны. И этим человеком, прямо под слом всех договоренностей о ядерном оружии, стал Марк Эспер — тот, которому Raytheon долгое время платила за лоббирование интересов.
Демократичный обман
Фактически история с выходом США из ДРСМД принципиально ничем не отличается от Карибского кризиса. Ракеты PGM-19 Jupiter, размещенные американцами в Турции, однажды чуть не спровоцировали Третью мировую. Тогда в нагнетании обстановки, разумеется, обвинили СССР. Ситуация с гипотетическим нарушением Договора РСМД со стороны России — как под копирку. И тут необходимо отметить, что никакие доводы России относительно ракеты 9М729 в расчет не принимались вообще. То, что ракета даже на испытаниях летала на дальность, указанную в ДРСМД, никого не волновало. В характеристиках ракеты никто из американских экспертов особенно не разбирался.
И весь этот гул вокруг "российского агрессора", который нарушает все договоренности и создает себе новое оружие, нужен был для сокрытия интересного и по сути меняющего мир события. За год до раскручивания скандала с "нарушениями" ДРСМД со стороны России в городе Тусон, штат Аризона, компания Raytheon начала строительство нового завода по производству крылатых ракет. Генштаб РФ подробно изучил спутниковые снимки нового завода, хотя, к примеру, на снимках сервиса Google Maps никакой стройки после 2017 года на территории города Тусон нет вообще.
Выходит, что и скандал с мифическими нарушениями, и новый министр обороны, и вообще вся риторика последних лет были направлены на одно — отказ от соблюдения и выполнения любых договоренностей в рамках ДРСМД. Кроме того, почти незамеченным остались слова заместителя госсекретаря США Томаса Шеннона о том, что американские специалисты "изучают возможные военные решения" по созданию единой системы ракет средней дальности наземного базирования. Эти ракеты, по словам Шеннона, создавались как противовес системам, которые Россия может создать в перспективе.
Позднее, уже в августе 2019 года, эксперт Немецкого общества внешней политики Кристиан Меллинг сообщил, что новые ракеты, под производство которых был построен завод, могут собираться как в ядерном, так и в неядерном исполнении. По словам Меллинга, в Пентагоне и НАТО хорошо понимают, что без наступательных вооружений, способных поразить командные центры, противостоять российской армии Запад не сможет.
Однако до последнего было непонятно, какие ракеты и где именно будут размещены, ведь все позиционные районы с системой противоракетной обороны и любые другие военные объекты на территории Европы давно известны.
Китай должен подчиниться
Находясь с рабочим визитов в Австралии, новый министр обороны США заявил, что для Америки настало время "преследовать собственные интересы". Здесь стоит сказать, что Эспер откровенно врет даже в своих первых заявлениях. Например, он сообщил, что программа создания крылатых ракет наземного базирования "находится на начальной стадии", хотя это не так. На самом деле технологии создания крылатых ракет наземного базирования никто не потерял. У Соединенных Штатов уже была ракета BGM-109G — тот самый Tomahawk наземного базирования.
Однако позднее американские специалисты поняли, что гораздо проще создать единый тип пускового контейнера, в который можно поместить и ракеты системы противоракетной обороны, и крылатые ракеты для вероятного наступления. В итоге после нескольких лет работы в США была принята система Mk 41 с универсальным пусковым контейнером, и она же, как неоднократно замечал президент России Владимир Путин, была размещена на объектах ПРО США в Европе.
Эти объекты, а также система ПРО на эсминцах, частично перекрывают стратегические районы с баллистическими ракетами вплоть до Урала, однако дальше не достают. Чтобы нейтрализовать российский ядерный потенциал, нужно было срочно придумать что-то еще, и президент Трамп принял решение, которого от него не ожидал никто.
Внезапно в Белый дом с официальным визитом прибыл президент Монголии Халтмаагийн Баттулга, и все военные специалисты осознали, где Соединенные Штаты собираются строить следующий контур системы ПРО. В силу своих географических особенностей именно Монголия — идеальная точка на карте для нагнетания обстановки. Эта страна граничит не только с Россией и КНР, но и после размещения пусковых установок Mk 41 достанет и до Северной Кореи.
Таким шагом США могут решить сразу несколько проблем одновременно. Во-первых, нейтрализуют российские баллистические ракеты, пусковые шахты которых, например, с комплексом "Авагард", расположены в средней полосе России. Во-вторых, создадут точку давления на Китай: подлетное время крылатых ракет сократится до 3-5 минут, а если ракеты будут гиперзвуковыми, то до одной минуты. В-третьих, "закроют" КНДР с северного направления и заодно усилят систему ПРО с помощью дополнительных комплексов THAAD в Южной Корее и наземных комплексов Aegis Ashore в Японии.
И уже затем сможет последовать второй в истории ультиматум, связанный с вероятным глобальным кризисом: либо Китай и Россия "вписываются" в новый договор об ограничении вооружений (он, само собой, будет написан американцами), либо Пентагон и дальше будет делать что хочет. И пока неизвестно, какое решение примут в России и Китае.