53-летний бывший пожарный из штата Техас Гейлен Грандстафф дал интервью BBC после освобождения из российского СИЗО, где провел почти 2 года по обвинению в контрабанде наркотиков.
Уголовное дело в отношении американца, преподававшего в Москве английский язык, было возбуждено после того, как он заказал на китайском сайте Alibaba средство для чистки самогонного аппарата. Посылку доставил ему под контролем силовых структур переодетый сотрудник таможни, после чего мужчину задержали. Как выяснилось, вещество было запрещено в России, во многих странах оно признано наркотическим.
До попадания в СИЗО Гейлен почти не говорил по-русски, хотя прожил в Москве больше 7 лет.
"Там, в СИЗО, я в основном узнал разговорный сленг. Его часто используют в тюрьме и его почти не используют здесь, на свободе", — объяснил Грандстафф и привел для примера слова "шконка" и "шмон".
Один из тюремных "уроков" русского языка едва не обернулся проблемами для американца. Сокамерники объяснили ему, что охранников СИЗО называют "мусор", он запомнил.
Во время одной из проверок камеры, когда нас всех построили вдоль стены, я сказал одному из сокамерников, показывая на охранника, "мусор". Все засмеялись. А охранники смотрели на меня так, будто сейчас убьют. Я просто не знал, что это означало.
Грандстафф посетовал, что обитатели СИЗО искренне доверяют новостям по телевизору, особенно если в них речь идет об отношениях России и США. Причем он сам стал жертвой провоцируемого такими новостями антиамериканизма. Так, ему неоднократно приходилось спать на полу в моменты обострения у сокамерников антиамериканских настроений, а охранники стали называть его "Трампом".
Как только Дональда Трампа начинали показывать по телевизору, ко мне тут же приходила обратная реакция: охранники начинали называть меня "Трампом", а не моим настоящим именем. Это был их способ демонстрации уничижительного отношения ко мне. Когда они плохо обращались со мной, они всегда называли меня "Трампом".
Случались и избиения со стороны сокамерников.
Легко было предвидеть, когда со стороны сокамерников случится очередной всплеск негатива. Что бы они ни смотрели по телевизору, они в это полностью верили. Это безумие. Например, по телевизору показывали программу, где сопоставляли российских и американских военных, как-будто это было реальное противостояние. Было очевидно, что все это шоу. Но в камере все автоматически начинали выражать негатив по отношению к США.
Кроме того, американец не мог есть еду в СИЗО.
Например, было такое блюдо, оно выглядело так, будто вы взяли сырые сардины и пропустили их через блендер. Я всегда называл это "рвотной массой пеликана". Это ужасно пахло и ужасно выглядело.
В марте суд принял решение освободить его из-под стражи, а дело вернуть следователю, но оно еще не закрыто. Произошедшее с ним американец называет "безумием" и отмечает, что понял, почему знакомые после приезда в РФ советовали ему избегать общения с полицией. Он пришел к выводу, что в России есть проблемы с правосудием. Гейлен убежден — он оказался на свободе только благодаря вниманию прессы и гражданству США.
Прискорбно, что происходит с русскими людьми. Я привлекаю внимание только потому, что я американец. Но я вам гарантирую, что очень много русских оказываются в такой же ситуации, но их никто не слушает. Потому что в системе нет правосудия. Она создана иначе. Ей нужно не правосудие, а приговоры. Чтобы можно было говорить, например, "у нас есть проблема с наркотиками - мы с ней боремся - сажаем людей в тюрьму". И неважно, виноват человек или нет.
Как указал его адвокат Антон Омельченко, дело вели следователи УВД по ЗАО Москвы, причем они сменились 5 раз. Оперативники именно этого управления занимались делом и задерживали журналиста "Медузы"*** Ивана Голунова. Начальника УВД после скандала снял с должности президент по ходатайству министра внутренних дел.
- * внесено в реестр средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента
- ** Генпрокуратура РФ признала нежелательной деятельность данной организации в России